Первый трамвай в Ижевске появился еще в 1935 году, а чеш-ский подвижной состав, вагоны которого составляют сейчас подавляющее большинство трамвайного парка города, - в конце 60-х. В настоящий момент 80% вагонов устарело и требует замены. Покупать новые дороговато - почти 10 млн рублей каждый вагон; у города не попросишь - как всегда, нет средств; отправлять на пенсию старые жалко - вроде еще бегают. Поэтому специалисты предприятия решили подвергнуть старый вагон глубокой модернизации. Эксперимент удался. На старый чешский вагон марки Т3 установили новые системы пуска, торможения, информационные табло, полностью обновили салон. Модернизация обошлась предприятию в 4,5 млн рублей, что вдвое дешевле покупки нового вагона. В дальнейшем планируется уменьшить затраты до 3-3,5 млн. А срок эксплуатации реконструированного вагона такой же, как у нового, - 16 лет. Первенец 'ИжГЭТа' сейчас ездит по 7-му маршруту. И, как сказал гендиректор МУП Владимир Беселев, трамвай оправдал все надежды. Он не только удобен в использовании, но и экономит порядка 30% электроэнергии. Такой опыт в России пока первый и единственный. А поделиться им трамвайщики Ижевска смогут совсем скоро. 17 октября в троллейбусном парке ?2 состоится семинар-презентация нового трамвайного вагона. Подивиться на 'чудо техники' приедут трамвайщики более чем из 20 российских городов, среди которых такие мегаполисы, как Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Калининград, Барнаул. Все они имеют на балансе такие же чешские вагоны марки Т3. Приедут также гости из ближнего и дальнего зарубежья: многочисленная делегация с Украины, представители Чехии и Венгрии. Кстати, семинар проводится за счет средств самих участников, так что напрягать городской бюджет не пришлось. Гости приедут к нам не только поучиться опыту 'глубокой модернизации'. Возможно, некоторые воспользуются услугами наших специалистов по переоборудованию трамваев, конечно, за определенную плату. Возможности для такого сотрудничества есть: в год 'ИжГЭТ' способен преобразить 5-6 вагонов. Работы планируется развернуть на производственных площадях завода 'Редуктор'. Единственное, что сдерживает пока пыл наших трамвайщиков, - отсутствие средств.