Палач и жертва: леонсио наглядно намекает Изауре, какой будет расплата за непокорность.Эксперимент увенчался оглушительным успехом: улицы вымирали, магазины пустели, судьба бразильской смуглянки стала постоянной темой обсуждения в рабочих коллективах. Устав от трудового энтузиазма, страна вступила в эпоху 'мыльных опер'. Если первые две серии 'Рабыни Изауры' еще могли быть восприняты как нечто вроде латиноамериканской версии жанра классического телеспектакля, то просмотр пятой - уже заставлял серьезно сомневаться в этом. Когда стало ясно, что количество серий не ограничится десятью, сомнения переросли в уверенность, а когда 'Изаура' приблизилась к сотой серии, советское общество пережило настоящий культурологический шок. Оказалось, что одну и ту же 'тележвачку' можно успешно жевать до бесконечности и при этом еще пускать слюни (и слезы). Последовавшие за бразильским сериалом мексиканские 'Богатые тоже плачут' и американская 'Санта-Барбара' закрепили глобальные изменения в культурном генотипе нации. Нет, конечно, и советское телевидение имело собственные версии 'мыльных опер'. 'Тени исчезают в полдень' и 'Вечный зов', которые бесхитростно повествовали о дружбе и коварстве, любви и ненависти в жизни нескольких поколений отечественной деревни, успешно эксплуатировали, в общем, те же мотивы обывательского интереса к делам ближнего своего, что и зарубежные теленовеллы. Однако в советских телесериалах вся эта житейская, 'растительная' романтика, эти 'шекспировские' страсти с местечковым акцентом разворачивались все-таки на широком историческом фоне, были частью эпохального социального полотна. Советские эрзац-'мыльные оперы' повествовали не только о том, что Стешка сбежала к Фролу от Захара, но и о полных драматизма событиях в судьбе страны - гражданской, революции, репрессиях, коллективизации, Великой отечественной. Они просвещали, воспитывали любовь к Родине. Да и Фрол, помнится, 'кадрил' Стешку не просто так, из спортивного интереса, а по наущению затаившегося классового врага. Таким образом, кроме 'мыльной' составляющей, здесь присутствовал еще целый 'пучок' сверхзадач - идеологических, этических, образовательных.
Изаура как порнозвезда Может, именно поэтому на роль 'пробного шара' в приобщении отечественной публики к 'мыльным операм' руководство советского телевидения в 1988 году выбрало 'Рабыню Изауру'. С ходу 'загрузить' наших людей житейскими проблемами миллионера Сиси из 'Санта-Барбары' было еще как-то стеснительно. А 'Изаура', уж если на то пошло, имела респектабельную литературную основу - классический роман XIX века. Да и главный сюжетный конфликт сериала - домогательства к рабыне (!) со стороны ее хозяина - имел, так сказать, гуманистическую, прогрессивную окраску. Как и все 'люди доброй воли', советский народ, сопереживая судьбе симпатичной мулатки, осуждал расизм и социальное неравенство. Правда, издевательства жестокого Леонсио над безропотной Изаурой, которую в целях наказания то и дело привязывали к столбу, были чреваты и другими ассоциациями. Не случайно сегодня в Интернете Изаура оказалась излюбленной героиней садо-мазохистской порнографии, обретя в ней 'вторую жизнь'. 'Изаура отползла в угол, схватила зубами тапочки и поползла к Альберто', - это цитата отнюдь не из рассказа для детей про верную собачку. 'Изаура начала целовать сапоги Альберто и Лусинаре. Она забыла свою прежнюю гордость и со старанием выполняла все, о чем ее просили молодые развратники, наслаждавшиеся вечной беспомощностью девушки. Допив спиртное, Лусинаре с Альберто поехали в усадьбу. Измученная, изнасилованная Изаура бежала следом, руки рабыни были привязаны автомобильным тросом к заднему борту автомобиля'. Как видим, справедливость торжествует: 14 лет назад всю страну в течение целого года насиловали телесериалом 'Рабыня Изаура', а теперь саму Изауру ежедневно насилуют в Интернете.
20 процентов Сегодня сериалы заняли прочное место на отечественном телеэкране. На четырех каналах количество демонстрировавшихся в течение прошлой недели 'классических' 'мыльных опер' было равно 11-ти; время, которое они в совокупности заняли, составило 47 часов, т.е. около 20 % всего эфирного времени. С точки зрения искусства, это, в общем-то, настоящее бедствие. Среди 'мыльных опер' уже по чисто техническим причинам не может быть сколько-нибудь художественных произведений. По-настоящему талантливый не будет работать над фильмом в несколько сотен серий, потому что никакая, даже самая глобальная, творческая задача не нуждается в таком объеме. Поскольку главным стержнем 'мыльной оперы' является постоянно высокий градус личных конфликтов героев, то последние рано или поздно начинают обретать черты или параноиков, или просто непроходимых дураков. 'Жизненный' фильм, таким образом, все дальше уходит от жизни; реализм оборачивается фарсом. Помнится, в сто какой-то серии 'Богатых' (которые тоже плачут) бедная 'золушка' Марианна уже выдернула свой счастливый билет, добилась взаимной любви богатенького Луиса Альберто, состоялась свадьба, все счастливы, сериал, казалось, плавно подходит к своему логическому концу. Кое-кто уже было вздохнул с облегчением. И тут случается непредвиденное! Луис Альберто отправляется в аэропорт, чтобы лететь в командировку. Марианна не может его проводить, потому что плохо себя чувствует. Она остается в постели. Тут, чтобы попрощаться, приходит влюбленный в девушку архитектор. Но, поскольку героиня больна, она встречает его в постели. Благородный юноша склоняется к ней, чтобы запечатлеть на щеке возлюбленной прощальный, чисто платонический поцелуй... И в этот момент в комнату входит за каким-то чертом вернувшийся Луис Альберто! Скандал, трагедия! - а зрители получают еще полторы тонны 'соплей и воплей'. Но не будем расстраиваться. В конце концов, кроме телевизора, в жизни есть еще много других прекрасных вещей.
'Рабыня Изаура ('Escrava Isaura') недавно отпраздновала свое 25-летие. Этот сериал, снятый по мотивам романа Бернардо Гимараэнса (1875), стал самым продаваемым за всю историю бразильского телевидения. Его посмотрели в 130 странах.