27 октября - День работников автотранспортаНо, с другой стороны, статистика говорит и о том, что пока еще автомобиль имеется далеко не у всех даже представителей так называемого 'среднего' класса. Вернее, у некоторых - дорогая машина есть у каждого из членов семьи, а у других вовсе нет никакой. За несколько последних лет произошло существенное увеличение транспортных средств именно за счет сектора частных владельцев авто, то есть физических лиц. И сейчас соотношение между служебным (общественным, производственным и т.д.) и личным транспортом примерно 50:50. По самым свежим данным, на сегодняшний день в Удмуртии зарегистрировано более 413 тысяч единиц транспорта. В Ижевске тем или иным транспортным средством владеет каждый четвертый горожанин. Но, как отмечают сотрудники Госавтоинспекции, эти цифры не показывают реальной картины, потому что на самом деле в республике сохраняется огромное количество старого мото- и автотранспорта, подлежащего утилизации. В идеале все это нужно бы давным-давно списать. Но определенная часть жителей республики, в основном - селяне, этого не делают, а предпочитают ездить на чиненых-перечиненых мотоциклах и машинах. Куда? В лес - за дровами да за сеном или, на худой конец, к соседу в гости. И, как это ни странно, Удмуртия все еще остается мотоциклетной республикой. В чем основная заслуга сельских 'байкеров'. Поскольку город предпочитает красивые и дорогие машины, а в деревнях основным средством передвижения по-прежнему являются мопеды и мотоциклы. В Удмуртии на каждый городской автомобиль в среднем приходится 15 деревенских мотоциклов. Не секрет, что те и другие являются основными загрязнителями атмосферного воздуха. Что же можно сделать, чтобы как-то снизить нагрузки? Вред, наносимый природе автомобилем, напрямую зависит от технического состояния 'самокатов'. Поэтому первоочередным мероприятием, по мнению сотрудников Госавтоинспекции, является обновление парка автомобилей. Другой вопрос, как это можно сделать. Ведь хороший и экологически 'чистый' автомобиль будет и стоить, соответственно, дороже обычного. Существуют европейские стандарты - 'Евро-2', 'Евро-3' и т.д., указывающие как раз на степень экологической безопасности машины, то есть чем выше показатель 'евро', тем безопаснее автомобиль для окружающей среды. В России этот процесс пока только набирает обороты. Это значит, что автомобили нового поколения в нашей стране выпускаются уже с безопасными для окружающей среды двигателями. Но до стандартов 'евро' нам еще далеко. Что же касается утилизации старья, то одним махом списать все непригодные машины практически нереально. А выявить 'некачественный' автомобиль можно только путем технического осмотра. Но большинство владельцев старых и переделанных авто этот осмотр вообще не проходят. То есть обнаружить такие транспортные средства можно только в том случае, если они окажутся на автодороге. Правда, сотрудники ГАИ/ГИБДД недавно порадовали нас: у них появился сертифицированный прибор, определяющий экологическую чистоту автомобиля. В настоящее время он уже имеется 'на вооружении' у ряда сотрудников автоинспекции. К сожалению, из-за нехватки средств этих приборов пока не так много, как хотелось бы гаишникам. Но, по возможности, приборы запустят в серийное производство. Так что в скором будущем у каждого второго или третьего инспектора будут эти 'чисто-штучки'. Много нареканий приходится слышать от автомобилистов, повстречавшихся с 'экологическим постом' на дорогах соседнего Татарстана. Как заявляют сотрудники 'нашей' инспекции, действия инспекторов экологического контроля незаконны. И если, к несчастью, вас вдруг остановят такие 'горе-экологи', то можно с легким сердцем ехать мимо. По свидетельству тех, кто 'проконтролировался' таким образом, после того, как им 'подкручивали' двигатель в якобы нужном режиме, машина вообще не хотела ехать дальше. И отъехав пару километров, водители снова 'откручивали' все на свои места. Другим возможным выходом из 'экологического тупика' может стать оптимизация транспортных потоков. Например, давно назрела необходимость разгрузить улицы К. Либкнехта, Удмуртскую и ряд других, что можно сделать только путем строительства кольцевой дороги. Или другой пример: улицы Азина, Кирова, Горького, Воткинское шоссе в настоящее время являются по сути транзитными, через них проходит огромный поток большегрузных авто. Поэтому и аварии на этих улицах происходят куда чаще, чем, скажем, на обычных. Наглядный пример такой разгрузки - новая дорога через лог от улицы Холмогорова в городок Металлургов. После того как часть автомобильного потока в направлении восток-запад пошла этой дорогой, намного спала напряженность на улице Кирова. А значит, сократились и предпосылки аварийности. Будем реалистами: вряд ли удастся в ближайшем будущем сократить угрожающий рост количества автомобилей. Значит, необходимо модернизировать сами средства передвижения, повышать качество дорог, воспитывать (да-да!) новое поколение водителей, которое будет вести себя на дороге не как на автодроме. Кстати... Статья 8.22 нового КоАП возлагает ответственность за допуск непригодных к эксплуатации транспортных средств на должностных лиц. За нарушение - штраф от 5 до 10 МРОТ. А за эксплуатацию таких 'динозавров' предусмотрен штраф от одного до трех МРОТ. Хотя, как показывает многолетняя практика, наших водителей штрафами не испугать.
НЕ СВОЕ - НЕ ЖАЛКО Как уже сказано, на наших дорогах примерно поровну частников и транспорта, принадлежащего предприятиям и организациям.
А кто из них чаще нарушает правила дорожного движения - на это существует определенная статистика. По данным ГАИ/ГИБДД, в этом году по вине водителей-юридических лиц произошло 104 ДТП, в которых погибли 22 человека и 115 получили различные травмы. Причем злостными нарушителями ПДД стали жители Ижевска - 29 аварий, и Завьяловского района - 14 происшествий. А вот в Можге, Граховском и Селтинском районах республики в этом году не было зарегистрировано ни одного ДТП по вине водителей служебного транспорта. Что касается частников, то здесь ситуация куда серьезнее. По их вине за восемь месяцев текущего года произошло 674 дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадали 859 жителей республики, 105 из них получили смертельные травмы. И опять отличились жители Ижевска - 112 ДТП, следом идут Можгинский район - 75, завьяловцы - 60, и жители Воткинского района - 56 аварий. Для сравнения: в 2001 году было зарегистрировано 638 ДТП по вине частников (+36). В этом году на 15 процентов возросло число аварий по вине пьяных водителей. В результате этих происшествий погибли 48 жителей республики, более 200 получили различные травмы.