фотоАСПЭК известен в Удмуртии на протяжении более чем десяти лет. Высокий имидж компании в глазах населения сформировался, в первую очередь, благодаря сети магазинов, которая была самой современной в Ижевске. Наблюдающийся сегодня переход магазинов под вывеской 'Аспэк' в собственность 'Продторга' вызывает неприятные ассоциации. 'Аспэк' продался 'Продторгу', - доводилось слышать не раз. При этом из внимания граждан ускользает тот факт, что многие предприятия, входившие в АСПЭК, в том числе торговый дом 'Аспэк', с 1999 года занимаются бизнесом самостоятельно, а правообладателем торговой марки является ЗАО АСПЭК, известное своими автозаправками. Популярный товарный знак - это большой капитал. Товарный знак, которому доверяют - больше, чем капитал. Доверие к нему возникает не так быстро, как можно добиться узнаваемости бренда, и поддерживать его стоит больших усилий. Отсюда понятно стремление защититься не только от желающих заработать на твоем добром имени, но и тех, кто может подорвать доверие к марке. Из истории вопроса известно, что первая попытка оформить право на владение товарным знаком АСПЭК была предпринята компанией в 1994 году, спустя два года после создания. Как показал проведенный патентный поиск, попыток зарегистрировать марку не предпринималось, хотя было найдено много созвучных названий: АСПЕКС, АСПЕКТ и т.д. В итоге АСПЭК получил от патентного ведомства справку о приоритете на название. Приоритет был реализован после разделения бизнеса учредителями АСПЭКа в 1999 году. Регистрация товарного знака заняла больше года. 9 февраля 2000-го года была зарегистрирована стилизованная буква 'А', а 26 июля 2001 года товарный знак 'АСПЭК' был внесен в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. 'После этого возникла необходимость обратить внимание предприятий, являвшихся до 1999 года 'дочками' АСПЭКа, на то, что использование товарного знака теперь возможно только с разрешения правообладателя', - говорит руководитель юридической службы ЗАО АСПЭК Андрей Самарин. С этой целью по адресам бывших дочерних предприятий - торговый дом (ТД) 'Аспэк', 'Аспэк-финанс', 'Аспэк-торг', 'Аспэк-Игерман', охранное предприятие 'Аспэк' - были направлены письма соответствующего содержания. Задачу восстановления исключительных прав на обладание товарным знаком облегчает то, что часть предприятий, которые отделились в свое время от АСПЭКа, сейчас находятся в стадии ликвидации. Проблемы с прекращением его незаконного использования могут возникнуть только с теми из них, кто продолжает свою деятельность. Например, охранное предприятие 'Аспэк' ответило, что не собирается менять ни наименование, ни товарный знак. 'Существует одна сложность, - говорит Андрей Самарин. - Товарный знак регистрируется в определенных классах коммерческой деятельности. Если он зарегистрирован только при торговле продуктами питания, то при торговле, скажем, ГСМ им может воспользоваться другая фирма. Мы обладаем правами только в тех классах, которые перечислены в свидетельстве на товарный знак. Охранной деятельности там нет. В то же время ее нет и в классификаторе. Поэтому этот момент тоже является спорным и подлежит разрешению в официальном порядке'. Другая сложность при защите исключительных прав заключается в том, что право на фирменное наименование защищается в ином порядке, нежели правообладание товарным знаком. Все бывшие 'дочки' АСПЭКа, безусловно, имеют уникальные наименования. Претензии возникают в том случае, когда слово АСПЭК и стилизованная 'А', зарегистрированные как знаки обслуживания, используются другими фирмами в коммерческой деятельности, рекламе и переписке. Например, использование 'аспэковского' товарного знака ТД 'Аспэк' на вывесках своих магазинов считается нарушением. К тому же преобразования, идущие в этой организации, негативно отражаются на имидже АСПЭКа. В своем ответе руководство торгового дома признает, что их организация не имеет никакого отношения к ЗАО АСПЭК. Однако взятое ТД 'Аспэк' обязательство снять в срок до 25 мая текущего года вывески с товарным знаком даже на сегодняшний день выполнено лишь частично. 'Срок не был ими до конца соблюден, поэтому у нас есть возможность обратиться в суд, - говорит Андрей Самарин. - Исковое требование должно быть такое - запретить ТД 'Аспэк' использовать товарный знак, зарегистрированный ЗАО АСПЭК, в коммерческой деятельности'.
Генеральный директор ЗАО АСПЭК Валерий Бузилов- Жесткого требования с нашей стороны нет, - комментирует ситуацию с использованием товарного знака торговым домом 'Аспэк' генеральный директор ЗАО АСПЭК Валерий Бузилов. - Мы говорим: давайте сядем и договоримся - если вы наш товарный знак используете и он приносит вам дивиденды, за него надо платить. Сегодня, ассоциируя ТД 'Аспэк' с АСПЭКом, нам задают все больше и больше вопросов, которые вне нашей компетенции, и это все чаще приносит минус имиджу нашей компании.
- Что за преобразования идут в торговом доме? - Это вопросы к ТД 'Аспэк' и его нынешнему руководству. Те, кто создавал торговый дом и сейчас работает с ЗАО АСПЭК, искренне радуются успехам и болезненно воспринимают неудачи их любимого дитя - ТД 'Аспэк'. - Как сегодня дела у АСПЭКа? - ЗАО АСПЭК - динамично развивающееся предприятие, о чем говорят итоги прошедших девяти месяцев 2002 года. Так, по товарообороту мы уже превысили уровень прошлого года, в бюджеты разных уровней выплачено более 210 миллионов рублей. Переработано более 700 тысяч тонн нефти, и не только на заводах соседней Башкирии, но и в Ярославле, в Белоруссии. Только в Удмуртии реализовано более 50 тысяч тонн нефтепродуктов. Долгосрочные контракты с крупнейшими нефтяными компаниями - 'Сибнефть', 'Лукойл', 'Уфанефтехим' (Башкирия), 'Белнефтехим' (Беларусь), позволяют с уверенностью смотреть в будущее. - Как Вы оцениваете популярность марки АСПЭК в республике? - Раскрученность марки ни для кого не секрет. Когда ко мне обращаются: 'Дайте нам деньги, и мы вас прорекламируем', я иногда говорю: 'Это вы нам давайте деньги, и я разрешу вам нас рекламировать'. Марка обеспечивает доверие, но это надо заслужить. Почему она дорого и стоит. Многие говорят: давайте мы прислонимся к вам. Есть такие предложения даже от тех акционеров, которые ушли. - Почему учредители решили разделить бизнес? - Просто пришли к тому, что нельзя эффективно управлять такой большой структурой, нужно заниматься чем-то одним и более глубоко копать. Разошлись мирно, по интересам. Сейчас, конечно, лучше, спокойнее работается. Когда я был коммерческим директором АСПЭКа, приходилось заниматься нефтепродуктами, обувью, медикаментами, продуктами питания и т.д. Совершенно разные области, и было сложно принимать правильные решения. Мне кажется, что сейчас я более правильное решение могу принять, занимаясь одним направлением. - Как Вы воспринимаете тот 'развод' с высоты сегодняшнего дня? - Я думаю, что первое решение - всегда правильное. Разошлись так разошлись. У каждого свой путь. Я остался работать с Виктором Геннадьевичем Хорошавцевым. Говорят, что в бизнесе есть партнеры, друзей нет, но мы нарушили это правило. Мы дружим более 30 лет, с общежития. Вместе учились в Механическом институте, жили в одной комнате. Мы доверяем друг другу, в бизнесе это немаловажно. - Что Вы собираетесь делать в отношении ТД 'Аспэк'? Судиться будете? - Если это будет в ущерб ЗАО АСПЭК, то, безусловно, будем. Но всегда лучше договариваться. Но в этом случае мы будем ставить условия использования нашего знака - если внешний вид магазина, культура обслуживания будут соответствовать высокому уровню, то ради бога. Люди, которые скажут, что там хорошо, наверное, и к нам на заправку приедут. Но исключительное право на использование этого знака имеет только ЗАО АСПЭК.