Рейтинг '10 ведущих политиков Удмуртии в ноябре 2002 г.' будет опубликован в первом четверговом номере 'Д' в декабре.Редкий октябрь в России обходится без трагедий, приковывающих к себе внимание всей страны. И одному Богу известно, почему именно на такой неблагоприятный во всех отношениях месяц в Удмуртии два года подряд назначались выборы, в которые втягивались сотни тысяч людей. Нынче обошлось без голосования (если не считать довыборов в ижевскую Думу по трем остававшимся вакантными округам). Однако весь прошлый месяц был наполнен знаковыми событиями, способными разрулить Удмуртию по совершенно разным вариантам развития. В зависимости от того, как будут разрешаться обозначившиеся проблемы. Взять хотя бы три события символического характера, вроде бы не имеющие между собой никакой прямой связи. Во-первых, Александр Волков досрочно подвел итоги своей деятельности и, можно сказать, случайно обмолвился, что не готовит себе преемника и намерен сам идти на второй президентский срок. Собственно говоря, президента Удмуртии никто об этом прямо не спрашивал, и вопрос какой-то из районных газет на пресс-конференции, где 14 октября прозвучало столь знаковое заявление, был совсем не о 'преемнике', а о 'преемственности программы 'Развитие'. Но Волков ответил не на этот 'пустой' вопрос, а на тот, что на самом деле 'висел в воздухе'. Во-вторых, директор ТК 'Арсенал' Сергей Светлов, фактически сам спровоцировавший свое увольнение из 'осколковской' телекомпании, в ближайшем номере своей газеты 'АИФ Удмуртии' (17 октября) опубликовал 'подписной лист' за отставку 'неработоспособного Президента УР Александра Волкова и Правительства УР' и 'введение внешнего административного управления Удмуртией со стороны Администрации Президента РФ Владимира Путина'. В-третьих, под самый 'занавес' октября депутат Владимир Забильский объявил на сессии Госсовета о своей новой инициативе - проведении референдума, результатом которого может стать отмена поста президента Удмуртии. Даже если все эти очень разные инициативы останутся только на уровне идей, их фактически одновременный запуск в общественный оборот - прямой симптом предстоящего обострения политической обстановки в республике. Ничуть не стабильней оказалась и ситуация с экономикой и бюджетом. В тот же день 7 октября, когда в резиденции Президента УР подводили предварительные итоги 'Развития', в Министерстве природных ресурсов РФ приняли, на первый взгляд, абсурдное по своим последствиям предписание об аннулировании всех выданных ранее 'Белкамнефти' лицензий. А двумя неделями позже стало известно, что бюджет Удмуртии в 2003 году будет 'бездотационным'. Иными словами, резко возрастет централизация бюджетных ресурсов, формируемых на территории республики, в федеральный бюджет. Такое количество проблем должно было привести к появлению мобилизационных настроений в республиканских верхах. Что нашло свое отражение в рейтинге '10 ведущих'. Несмотря на направление главного удара месяца против Юрия Питкевича и Виктора Хорошавцева (и наличие у них серьезных недоброжелателей), поддержка этой политической атаки в республике оказалась ограничена страницами только одного 'АИФ Удмуртии'. Фактически весь Госсовет (при двух воздержавшихся) поддержал обращение в защиту 'Белкамнефти', направленное в Правительство и Федеральное собрание РФ. Таким образом, по итогам октября никаких изменений в первой тройке рейтинга 'ДЭ' не произошло. Зато на четвертой позиции спикер Игорь Семенов (+1) сменил вице-премьера Андрея Осколкова (-2). И это тоже можно считать одним из последствий произошедшей мобилизации. Хотя на рейтинг влиятельности Семенова накладывается еще и чисто сезонный фактор, связанный с утверждением бюджета на предстоящий год. Совсем другой событийный ряд лег в основу роста рейтинга влиятельности у главы группы предприятий 'Ижмаш' Владимира Гродецкого (+1). В конце октября ему удалось занять вакантный пост председателя ассоциации 'Развитие', получив при этом поддержку 10 из 14 директоров крупных оборонных предприятий республики. Состоявшийся накануне визит в Ижевск главы Российского агентства по обычным вооружениям Александра Ноздрачева тоже можно занести в актив Гродецкого. Заявление Ноздрачева о том, что, по его мнению, новым директором ИМЗ должен стать 'только работник предприятия', совсем не означает, что в случае создания корпорации 'Стрелковое оружие и патроны' и акционирования ИМЗ этот 'работник предприятия' не окажется в подчинении у Владимира Гродецкого. Рост октябрьского рейтинга 'ДЭ' у министра финансов Владимира Бельтюкова (+1) понятен без слов. За него все говорят цифры. Далеко не те, которые необходимы республике для обеспечения заявленных министерствами годовых расходов. Но зато делающие министра финансов не менее весомой фигурой, чем сам премьер. Понижение рейтинга Сергея Чикурова (-1) можно объяснить четырьмя словами - 'мавр свое дело сделал'. Его июльское письмо на имя министра природных ресурсов РФ Виталия Артюхова достигло логического конца - МПР РФ вынесло предписание об аннулировании лицензий 'Белкамнефти' именно по тем основаниям, на которые обращал внимание бывший главный федеральный инспектор. Теперь, по информации 'Д', лишившийся государственного статуса Чикуров снова попал в поле внимания следственных органов. Уголовное дело номер 03/0145, заведенное по признакам преднамеренного банкротства ОАО 'УНГС-Город', предусматривает наказание до 6 лет лишения свободы. И Сергею Чикурову придется потратить немало усилий, чтобы остаться в рамках этого дела только 'свидетелем'. В этой связи недавний переход одного из сыновей министра внутренних дел Николая Арзамасцева из 'соковского' предприятия на работу в 'чикуровскую' 'Межрегиональную энергетическую компанию' выглядит очень двусмысленно. Замыкающие в октябре рейтинг '10 ведущих' вице-премьер Виктор Савельев и мэр Ижевска Виктор Балакин остались на тех же позициях, что и в предыдущем месяце. Правда, для первого тогда это был рост, а для второго снижение. Но, учитывая складывающуюся конъюнктуру, и Савельев, и Балакин в ближайшей перспективе, скорее всего, будут оставаться в 'десятке'. Изменить здесь что-либо может только появление новых лиц. Однако это станет возможным лишь при двух условиях: либо в случае изменения состава первой 'тройки', либо при 'выпадении' из рейтинга фигур, работающих на ликвидацию сложившейся политической системы.