МПР КАК СРЕДСТВО ДАВЛЕНИЯ С тех пор, как в результате действий 'Транснефти' (к которым теперь добавился еще и конфликт с Министерством природных ресурсов РФ) вторая по величине нефтедобывающая компания Удмуртии - ОАО 'Белкамнефть' недобрала почти 140 тысяч тонн нефти, положение республики в отрасли перестало быть стабильным.
Поэтому сейчас республиканские власти пытаются восполнить потерянные доходы бюджета отдачей от работы всех добывающих предприятий, и прежде всего - 'Удмуртнефти'. Однако, как оказалось, 'дочка' НК 'Сиданко' совсем не спешит оправдать эти ожидания. Несмотря на то что за третий квартал 'Удмуртнефть' добыла 1 миллион 254 тысячи тонн нефти, республиканское руководство недовольно такими результатами. На прошедшем недавно в Правительстве УР совещании с руководителями нефтедобывающих компаний вице-премьер по ТЭК Виктор Савельев и министр топлива и энергетики Виктор Преснухин высказали к 'Удмуртнефти' сразу несколько претензий. Впрочем, большинство из них адресованы к головной компании - НК 'Сиданко'. Основные вопросы правительства к 'Удмуртнефти' связаны с завышением планов буквально по всем показателям. Например, капитальные вложения 'Удмуртнефти' за девять месяцев этого года составили 263,7 млн рублей, тогда как планировалось почти 460 миллионов. Не выполнены и объемы эксплуатационного бурения - с начала года компания пробурила всего 8,7 тысячи метров. Кроме того, сотрудников Минтоп-энерго особенно возмущает несвоевременная разработка 'Удмуртнефтью' проектно-сметных документов, из-за чего они сами не успевают сверить планы. Не обрадовали представителей правительства и девятимесячные итоги работы 'Удмуртской нефтяной компании', контрольный пакет акций которой принадлежит также 'Сиданко'. Тут бурение и вовсе остановлено, как заявил представитель УНК, 'в связи с низкой продуктивностью новых скважин'. Негодованию комиссии не было предела. 'Когда в прошлом году мы решали вопрос о смене собственника, - заметил Виктор Савельев, - план утверждался на 12 скважин. 'Сиданко' не сдержало свои обещания'. По мнению вице-премьера, подобное отношение к развитию дочерних компаний может в скором времени обернуться для 'Сиданко' проблемами. 'Инвестиционные средства от управляющей компании в нефтедобычу не вкладываются. Вы знаете, как МПР к этому относится? Может возникнуть вопрос о возможности отзыва лицензий', - констатировал вице-премьер, опираясь, видимо, на свежий пример с 'Белкамнефтью'. Как прозвучало на этом же совещании, первые симптомы нелюбви МПР РФ к добывающим предприятиям, работающим в республике, проявились уже и по отношению к 'Удмуртнефти'. Не так давно представителя этой компании, имевшего надобность попасть на прием к министру Виталию Артюхову, попросту ... не пустили к нему.
Юлия РАТАНОВА

В ПРЕДВКУШЕНИИ ДОНОРСТВА На следующий день после окончания первого дня 27-й сессии Госсовета Удмуртии спикер Игорь Семенов рассказал журналистам о своей деятельности на федеральном уровне. Как обычно в таких случаях, разговор зашел об ущемлении интересов субъектов РФ во властных полномочиях и деньгах. Не всех, конечно. 'Я схватился за сердце, увидев суммы дотаций Татарстану и Башкортостану', - признался журналистам председатель Госсовета.
Из событий прошедшей сессии Игорь Семенов особенно выделил принятие текста удмуртского гимна и поздравил 'все народы, проживающие на удмуртской земле', с этим отрадным фактом. Добрую половину пресс-конференции заняли рассуждения спикера о новом законе об организации местного самоуправления. Существуют два основных подхода к решению этого вопроса, рассуждает Семенов. Первый - его сторонником является сам спикер - включить в межбюджетные отношения уровень муниципальных образований. Это значит, что город или район не дотируется из регионального бюджета, а формирует доходную часть полностью из собственных средств. Конечно, в этом случае необходимо увеличить размер отчислений от некоторых налогов для муниципальных образований. Игорь Семенов уверен, что в этом случае главы районов будут выбиваться из сил, стараясь наскрести как можно больше средств в свои бюджеты. 'А что такое два процента от налога на прибыль? - задался риторическим вопросом спикер. - Интереса большого нет и нет результатов'. Второй подход - федеральный - основан на централизации налоговых отчислений с территорий в первопрестольной с последующей раздачей 'безвозмездной помощи'. Естественно, деньги возвращаются не всегда свое-временно - их то нет, то их придерживают в 'воспитательных' целях. В свете подготовки закона, предусматривающего отстранение руководителя субъекта от власти указом президента России в случае, если тот не справляется более чем с 30-ю процентами своих полномочий, централизация налоговых поступлений становится важнейшим орудием для достижения предельной жесткости вертикали власти. При дотационном принципе построения финансовых отношений с территориями убрать неугодного регионала с помощью такого закона становится делом техники. 'Где деньги, там и власть', - констатировал глава Госсовета. В качестве примера: общая сумма дотаций для Удмуртии на следующий год, включая участие в федеральных целевых программах, - при собственных доходах около 7 млрд рублей, - всего 1,5 миллиарда. В предстоящем году республика войдет в разряд доноров. Сейчас таковых по всей федерации всего 18, десять из которых формируют 60 процентов федерального бюджета. Президент Волков на одном из октябрьских совещаний очень одобрительно отозвался о предстоящем донорстве Удмуртии, подчеркнув, что тем самым центр признал наш регион динамично развивающимся. В заключение Игорь Семенов осветил ситуацию с продажей республиканских акций ЧМЗ. По его словам, ТВЭЛ готов их купить.
Дмитрий КНЯЗЕВ

НАХИМИЧИЛИ 4 ноября в Москве под председательством полномочного представителя Президента РФ в ПФО Сергея Кириенко состоялось заседание Государственной комиссии по химическому разоружению.
На сегодняшний день в России существует несколько объектов, подлежащих уничтожению, - в Саратовской, Кировской, Курганской, Пензенской областях и Удмуртской Республике. В связи с участившимися террористическими актами особое внимание комиссия уделила рассмотрению положения об арсеналах отравляющих веществ. Как известно, самые крупные из них находятся в Камбарке и Кизнере. На реализацию федеральной программы по уничтожению химического оружия в следующем году планируется выделить около 5,5 млрд рублей, что составляет половину требуемой суммы. 'Только Удмуртии на строительство социальных объектов, предусмотренных в документе, требуется 2,5 млрд рублей', - отметил на президиуме правительства председатель Комитета по конвенциальным проблемам УР Анатолий Фоминых. Похоже, чиновники и не предполагали, насколько убыточна организация широкой сети инфраструктуры. Из 55 необходимых объектов до сих пор не достроены 29 - это и канализация, и газопровод, школы, станции 'Скорой помощи', автостоянки и т.д. Международную помощь, на которую возлагало большие надежды российское правительство, можно назвать чисто символической, перечисленные деньги составляют всего 10 процентов от обещанного. 'Нахимичили, - говорят, - выпутывайтесь сами'.
Светлана АЛЕКСАНДРОВА

ЧЕСТНЫЕ ОДЕКОЛОНЫ Не секрет, что лидерами продаж среди парфюмерных изделий в Удмуртии уже давно являются одеколон 'Тройной' и его многочисленные клоны с трогающими душу названиями - 'Сирень', 'Полянка' и т.д. Популярность этих жидкостей, предназначенных в основном для гигиены тела, среди потребителей объясняется бросовыми ценами и высоким содержанием спирта, что, как известно, является решающим фактором в борьбе с микробами.
К сожалению, из-за неправильного использования одеколонов населением республика ежегодно теряет по разным оценкам от 500 до 1200 человек. В прошлый вторник вице-премьер УР Андрей Осколков рассказал журналистам, что власти волнует и другая проблема, связанная с увлечением широких масс потребителей дешевой парфюмерией, - бюджет не имеет с этого гигантского оборота (оценочно он достигает 20-ти процентов от оборота алкогольного рынка Удмуртии) того, что мог бы иметь, если бы 'Тройной' получил статус полноценного алкогольного напитка. В этом случае всю 'сирень' обложили бы акцизными сборами и правительство получило бы дополнительный источник погашения дефицита бюджета. Причем настолько мощный, что не пришлось бы продавать ни акций ЧМЗ, ни других прибыльных удмуртских предприятий, собственностью которых будут затыкать бюджетную дыру следующего года. Соответственно, сразу бы выросла и стоимость народных одеколонов (Андрей Осколков полагает - до уровня алкогольной продукции), что толкнуло бы на путь протрезвления бомжей и прочий неплатежеспособный элемент. Если пойти дальше, то можно себе представить, как в недалеком будущем в каком-нибудь продуктовом магазине на одной полке будут соседствовать друг с другом 'Калашников' и 'Троя', 'Гжелка' и лосьон 'Апельсиновый'. Вице-премьер отметил, что 'спиртсодержащие растворы спиртсодержащим растворам рознь': 'У нас есть завод здесь, они честные одеколоны разливают. Их пить невозможно, я сам смотрел'. По словам вице-премьера, власти Удмуртии активно 'бомбардируют' своими предложениями по обузданию одеколонного рынка и Правительство РФ, и Госдуму, и Совет Федерации. Но сопротивление прохождению подобных инициатив колоссальное. Потому что есть в депутатских слоях такие люди, как 'Брынцалов А'.
Дмитрий КНЯЗЕВ

ДЕПУТАТЫ БОЙКОТИРУЮТ 'ТЕЛЕКОМ' Сообщение 'УдмуртТелекома' о переходе с 1 февраля на повременную оплату телефонных переговоров вызвало у членов комиссии по социальным вопросам городской Думы Ижевска, мягко говоря, негативную реакцию.
Депутаты очень обеспокоены тем, как новая система отразится на рядовых гражданах. Поэтому на дум-ский 'ковер' были вызваны представители вышеуказанной компании. После выслушивания их небольшого доклада гостям был вынесен вердикт: 'Телеком' замахнулся на самое святое - телефонную связь. Депутаты обвинили компанию в том, что она в процессе формирования тарифов не проконсультировалась с ними, депутатами, а посему 'благословения' Думы ей ждать не стоит. 'Обвиняемым' оставалось лишь слабо сопротивляться, пытаясь объяснить депутатам, что советоваться по этим вопросам связисты, в общем-то, не обязаны. Кроме того, о неизбежности введения 'повременки' говорится уже в течение как минимум трех-четырех последних лет. Где же были народные защитники до сих пор? Еще одним упущением члены комиссии посчитали даже не сам размер тарифа, а скудность списка бесплатных для населения номеров. Напомним, в настоящий момент он утвержден в количестве 97 телефонных номеров, куда, помимо экстренных служб, вошли социально важные городские объекты. Этого оказалось мало. Народные избранники не увидели там республиканских учреждений здравоохранения, находящихся на территории города. Также была озвучена просьба избирателей: внести в список телефоны первичных ветеранских организаций. На это предложение представители 'Телекома' ответили отказом. По словам первого заместителя генерального директора компании Василия Титова, предприятие и на утвержденных 97 номерах будет терять не менее 100 тысяч рублей в месяц, а если список расширить, потери неминуемо возрастут. Далее последовало признание, что строительство городских телефонных станций вообще крайне невыгодно, оплаты населения на это не хватает. Убытки покрываются за счет высокорентабельной междугородной связи. Такой ответ депутатов не удовлетворил. Они пригрозили найти управу на непокорного монополиста, например, поднять обязательные платежи в бюджет и арендную плату. На это телекомовцы заметили, что стыдиться им нечего, платят все, что положено, и закон не нарушают, а претензии нуждаются в аргументации. Что же касается льгот, они будут предоставляться и при повременной системе, но, конечно, в пределах выделенных республиканским бюджетом средств. Например, в текущем году перечисленных денег хватило лишь на 5 месяцев. Одним словом, с 'Телекома' взять нечего. Эти заявления несколько охладили популистский пыл депутатов, и сторонам удалось разойтись мирно. Правда, члены комиссии все же настоятельно порекомендовали 'Телекому', хоть и постфактум, но пройти процедуру утверждения тарифов в городской Думе, дабы заручиться думским 'аргументом', памятуя, что население у нас очень 'зубастое' и скоро выборы - не ровен час опять придут к администрации, а депутатам придется отвечать за чужие 'грехи'. Правда, как кажется, думцы за себя постоять смогут - уж больно находчивые у нас депутаты. Так, один из них предложил г-ну Титову 'сделку' - за установку в его округе 30 телефонов проголосовать за введение 'повременки' всеми частями (своего) тела.
Евгения ФЕДОРОВА

ДУМА ОДОБРИЛА ЗАЧИСТКИ На минувшей неделе прошла 5-я, очередная сессия городской Думы Ижевска. На этот раз обошлось без происшествий и скандалов, так как круг рассматриваемых вопросов носил вполне безобидный характер.
Один из них 'Д' не мог обойти вниманием. Уважаемые депутаты утвердили предложенные мэром 'Правила обеспечения чистоты и порядка на территории застройки частными домовладениями города Ижевска'. Действие документа распространяется на жителей частного сектора. Теперь земле- и домовладельцы будут обязаны: содержать в исправном состоянии фасады и входные двери домов, ограждения и дворовые светильники. На плечи граждан ляжет и установка домовых номерных знаков, причем их форма, цвет и размер определит Главное управление архитектуры города. Настоящие правила узаконили и уборку силами проживающих граждан уличной территории (в границах с соседним участком до середины улицы) от мусора, снега и обледенения. В случае односторонней застройки уборке подлежит территория до противоположной границы улицы или переулка. Причем подобные уборки должны проводиться регулярно, с любой удобной для хозяина периодичностью. Также граждане теперь обязаны чистить и содержать в надлежащем виде водоотводные трубы, канавы и переходные мостики. Правила строго запрещают складировать всевозможные предметы за пределами своего участка, сжигать токсичные вещества. Другие пункты документа касаются расположения и оборудования таких стратегических объектов на участке, как туалеты, выгребные и компостные ямы. Определенные обязанности возложены и на администрации районов. Ничего сверхъестественного от них не потребуется: обеспечить своевременный вывоз мусора, ремонтировать улицы и дороги, организовывать субботники и т.д. - одним словом, все то, чем они занимались и прежде. В Правилах установлена и ответственность за нарушение данного циркуляра. Правда, она обозначена следующим образом: 'в соответствии с действующим законодательством', а это, надо полагать, всевозможные предупреждения и штрафы для злостных нарушителей. Контроль и надзор за выполнением правил возложен на отдел административно-технического контроля, чиновников районных администраций и врачей Горсанэпиднадзора, так что без 'кровопролития' не обойдется.
Евгения ФЕДОРОВА