Без земли (территории) нет государства, хотя сама земная твердь имеет некую метафизическую особенность - она то собирается в одном месте, то распыляется в другом. Земля переходит из рук в руки, иногда ценой денег, иногда - крови:.7 ноября остается 'красным' днем ка-лендаря, правда, с 1996 года, согласно Указу Президента России, в этот день мы отмечаем День согласия и примирения. Однако добиться согласия меж теми, кто при виде улетающего шарика испытывает восторг, и теми, кто готов при этом расплакаться, как та девочка у Окуджавы, или теми, кому до всего этого вообще нет никакого дела, архисложно. Тем более если все эти эмоции возникают в одной и той же голове.
Непримиримые Официально новый праздник должен был символизировать 'начало преодоления глубинного социально-политического раскола в обществе'; 1997 год даже объявили в России годом согласия и примирения. Это был действительно относительно удачный год в экономическом и социальном плане. Правда, уже следующий за ним 1998 год, ознаменованный дефолтом, показал, что продекларированное согласие - достаточно утопичная идея. Ижевские коммунисты нынешний 'красный день' отметят точно так же, как все предыдущие, - соберутся с красными знаменами, бантами и транспарантами у памятника Ленину и прошествуют к Центральной площади, где будет организован традиционный митинг. Примерно тот же маршрут был и у тех, кто 28 октября (по старому стилю) 1917 года собрался на манифестацию по случаю перехода власти к Советам. Они шли от здания Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (ныне ул. Советская, 1 - здание бывшего офицерского собрания) к Арсенальной (впоследствии - Карлутской) площади, и финалом тогда тоже был праздничный митинг. Разница только в том, что в 1917 году коммунисты встречали и приветствовали революцию, а сейчас - оплакивают. А их позиция в отношении согласия и примирения может быть проиллюстрирована цитатой из выступления ижевского рабочего Копысова на митинге в честь 80-летия Октябрьской революции в 1997 году: 'Нас призывают к примирению, но разве можно примирить людей труда с буржуями?!' Кстати, именно в 1997 году был проведен социологический опрос, согласно которому 40 % россиян желали возврата к социализму и лишь 12 % устраивали реформы первого российского президента. Так что всеобщего примирения и согласия с политикой власти не получилось. Примирение и согласие оказались не менее абстрактными сентенциями, чем свобода, равенство и братство. До сих пор мы так до конца и не поняли, с кем нужно примиряться и в чем соглашаться, а никаких инструкций сверху на этот счет не поступало. На местах приходилось выкручиваться самостоятельно.
Согласие на Красной горке Например, Общественная палата Удмуртской Республики в своем обращении в связи с празднованием Дня согласия и примирения в 1999 году призывала 'отметить эту дату как день согласия с тем, что мы имеем самую ценную привилегию - жить на этой земле' и 'принимать ее блага'. Был предложен даже альтернативный коммунистическому вариант празднования 7 ноября - людей призывали совершить 'акт примирения и покаяния за унижение и боль, которую причинили друг другу мы, наши деды и прадеды на основе идейных разногласий'. Местом совершения акта примирения была выбрана Красная горка - пустырь, на которой некогда возвышался Михайловский собор. Но поскольку достичь согласия только на основе столь абстрактного лозунга, что 'жизнь - это высшая привилегия', довольно сложно, то новый сценарий праздника не прижился. Постсоветское 7 ноября можно было бы, пожалуй, назвать праздником победы исполнительной ветви власти над представительной, в противовес событиям 1917 года, когда Временное правительство (исполнительная власть) было разогнано, министры арестованы и власть в России перешла к советам (органу власти представительной). В Ижевске путем поименного голосования на заседании Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов была принята резолюция, поддерживающая требования петроградцев о переходе власти к II Всероссийскому съезду Советов под председательством В. И. Ленина. В резолюции говорилось о том, что 'отныне власть в Ижевске принадлежит Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов'. Сам момент перехода власти оказался совершенно бескровным, тем более что фактически милиция и военный гарнизон Ижевска еще до октября 1917 года были в полном подчинении Совета. Страшное началось позже, когда, не дожидаясь ленинского декрета 1918 года о национализации промышленности, в Ижевске были конфискованы частные фабрики, имущество и капиталы. В 1996 году, когда в России в основном прошла приватизация, имущество и капиталы были снова переданы в частные руки и наступило время для согласия и примирения. Нынешняя исполнительная власть России, судя по всему, хорошо усвоила уроки легкой победы над либеральным, мягкотелым и, как писал Аркадий Аверченко, чересчур интеллигентным Временным правительством. Нынешние власти своей не отдадут уже никому и никогда. Так что, бог с ним - с согласием, хорошо хотя бы то, что новой революции нам сегодня ждать явно не приходится.
Два символа Может быть, мы дальше продвинулись бы по пути согласия и консолидации в обществе, если бы удалось решить два основных знаковых вопроса, доставшихся нам в наследство со времен революционного прошлого. Речь идет о судьбе останков двух личностей - символов общественного противостояния - В. И. Ленина и последнего Российского императора Николая II. Останки царской семьи 17 июля 1998 года, как известно, были торжественно перевезены из Екатеринбурга в Санкт-Петербург и захоронены в Соборе святых Петра и Павла Петропавловской крепости - фамильной усыпальнице Романовых. Тогда впервые за 85 лет собрались вместе потомки династии Романовых. На церемонии захоронения, что для многих было неожиданностью, был Президент РФ Б. Н. Ельцин, однако окончательная точка в этом деле еще не поставлена. Русская православная церковь не признала подлинность 'екатеринбургских останков', и ни один православный священник официально на церемонии захоронения не присутствовал. Патриарх Алексий II в день похорон провел в Троице-Сергиевой Лавре панихиду по убиенному императору, формально не имевшую ни малейшего отношения к церемонии в Петропавловской крепости. Даже среди Романовых, собравшихся в те дни в России, произошел раскол: кто-то оплакивал расстрелянных и ненайденных членов царской семьи в лавре, а кто-то участвовал в светской церемонии захоронения в Петропавловской крепости. Еще большая проблема с мавзолеем В. И. Ленина. Когда в декабре 2000 года после проведения профилактических работ мавзолей вновь был открыт для посещения, выяснилось, что число посетителей резко сократилось. И снова начались разговоры о необходимости выноса тела вождя из мавзолея и предания его земле. На сегодняшний день из многих забальзамированных в свое время мировых политических лидеров незахороненными, помимо Ленина, остаются только тела Хо Ши Мина и Ким Ир Сена. И это вполне естественно, поскольку ни один народ не имеет исторических традиций выставлять останки умерших на всеобщее обозрение. Б. Н. Ельцин в свое время заявлял, что вопрос о выносе тела Ленина из мавзолея обязательно будет решен, однако новый президент России В. В. Путин долгое время не оглашал свое мнение по этому вопросу. Путин озвучил официальную позицию российских властей только на своей пресс-конференции 18 июля 2001 года. Он сказал следующее: 'Я против и скажу почему. У нас страна жила в условиях монопольной власти КПСС 70 лет - время жизни одного поколения, и многие связывают с именем Ленина собственную жизнь. Для них захоронение Ленина будет означать, что они поклонялись ложным ценностям и их жизнь прожита зря'. Самым главным достижением современной российской политики Путин назвал достижение 'известного консенсуса в обществе', помогающего провести решения, которые крайне нужны для экономики и политической сферы. Поэтому сохранение тела Ленина в мавзолее, по мнению президента, служит как раз интересам согласия и примирения. Кстати, русская православная церковь, как и в случае с захоронением останков царской семьи, в спорах вокруг выноса из мавзолея тела вождя пролетариата заняла позицию, кардинально расходящуюся с мнением власти. Что вполне естественно, поскольку В. И. Ульянов, будучи крещеным, независимо от того, как оценивается его политическая деятельность, заслуживает христианского погребения. Тем более что сам Ленин, как известно, выразил свою волю быть похороненным на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, где погребена его мать Мария Александровна. В своем заявлении на пресс-конференции 18 июля Путин недвусмысленно дал понять, что захоронение возможно, но только в том случае, если изменятся общественные взгляды по этому поводу. Другими словами, моральный аспект проблемы, какими бы благими ни были объявленные цели, уступил место прагматическому, чтобы не сказать конъюнктурному. Может быть, в этом есть свой смысл, поскольку 'худой мир лучше доброй ссоры' и призывы к примирению предпочтительнее людоедских идей о классовой борьбе. С другой стороны, просто абстрактные призывы к столь же абстрактному согласию и примирению - это не позиция. Человек, согласный на все и примирившийся со всем, похож, скорее, на всеядного усредненного потребителя рекламных роликов. Или на идеальную электоральную единицу.