Уже второй год, в соответствии с постановлением Правительства УР, на органы социальной защиты возложено расходование средств, связанных с реализацией льгот по федеральным законам 'О ветеранах' и 'О социальной защите инвалидов'. Порядок финансирования исполнения законов определен следующим образом: на Закон 'Об инвалидах' средства поступают из федерального бюджета, для ветеранов - из республиканского. Деньги из вышеуказанных источников приходят на счета Министерства социальной защиты УР, а затем распределяются через управление соцзащиты по предприятиям. Льготы ижевским ветеранам предоставляют ряд республиканских и городских организаций. Причем деньги на счета предприятий не поступают до тех пор, пока они не подтвердят факт предоставления льготы и не будет составлен акт сверки. Система 'вечером стулья, утром деньги' влечет за собой определенные неудобства: предприятия нередко работают сверх лимитов, то есть себе в убыток. Деньги, затраченные сверх нормативов, для них безвозвратно потеряны, так как обязательства по погашению кредиторской задолженности на органы соцзащиты не распространяются. Самые 'дорогие' для государства - льготы на жилищно-коммунальные услуги. В Ижевске их предоставляют порядка 30 различных предприятий. Из запланированных на этот год 55 миллионов - 45 млн (или 81%) - это коммунальные льготы. Ими в этом году воспользовались уже 76 тысяч человек. Причем отчеты, принятые сверх лимитов по данной отрасли, на сегодня составлены на сумму 66 миллионов. К чему это может привести, можно себе представить. Вспомним хотя бы скандал полуторамесячной давности, когда ГЖУ приостановило предоставление льгот по ЖКУ. Все дело в том, что основные затраты по предоставлению льгот приходятся на долю жилищного управления. В 2002 году по ФЗ 'О ветеранах', по данным ГЖУ, за 7 месяцев было предоставлено льгот на сумму 57 млн руб., а возмещено из республиканского бюджета лишь 14 млн рублей. По ФЗ 'О социальной защите инвалидов' предоставили льгот на 15 млн руб., а из средств федерального бюджета поступило только 9 миллионов. Не будем обольщаться, льготы на образовавшуюся разницу почти в 48 млн ГЖУ предоставило за счет тех средств, которые были собраны от своевременно и полностью оплаченных жилищных и коммунальных услуг. Но дальнейшее предоставление льгот без возмещения 'переплаченных' средств поставило под угрозу подготовку городского хозяйства к зиме. Поэтому и появилось на свет пресловутое Постановление ? 378, по которому выплата льгот была приостановлена, а возобновление предполагалось только после компенсации произведенных ранее расходов из средств федерального и республиканского бюджетов. Постановление, как известно, тут же 'похоронили', но суть проблемы от этого не исчезла. Много нареканий у ветеранов сейчас вызывает льготное обеспечение медикаментами. Ветераны жалуются, что в аптеках им нередко отказывают в такой льготе. Как рассказали нам в городском Управлении соцзащиты, такие трудности действительно есть, хотя деньги в установленных лимитах поступают своевременно. Так, из запланированных 6,2 млн рублей по состоянию на 29 октября перечислено 5,8 млн, то есть 93,5%. Чем же тогда недовольны аптеки? Все дело в том, что реальная потребность аптек в денежных средствах на реализацию льгот составляет не 6, а 29 млн рублей. Нетрудно подсчитать, что реально выделенные деньги составляют всего 20% от необходимого. Естественно, что аптеки себе в убыток работать не могут и предоставление льгот прекращают. Но и из этой ситуации отделы соцзащиты стараются найти выход, выделяя особо нуждающимся ветеранам материальную помощь из фонда социальной поддержки в размере 200-300 рублей. Так или иначе, в 2002 году льготами на медикаменты ежемесячно пользуются 17 тысяч ижевских ветеранов. Возникновение проблем с реализацией законом установленных льгот для ветеранов - вещь закономерная, поскольку из заявленных на 2002 год по Закону 'О ветеранах' 166,9 млн рублей защитить, то есть заложить в бюджет, удалось лишь 55 миллионов. В прошлом году было чуть легче: реальная потребность составляла 49 млн, а установленный лимит - 33 миллиона. Сейчас идет процесс формирования потребности в денежных средствах на покрытие льгот на следующий год. То есть предприятия, предоставляющие льготы, просчитывают предстоящие им затраты исходя из количества льготников и объема предоставляемых льгот. По предварительным подсчетам, по Закону 'О ветеранах' в 2003 году потребуется порядка 200 млн рублей. Какую сумму удастся 'отвоевать' специалистам органов соцзащиты у республиканских чиновников, мы узнаем уже в ноябре.
таблица