Первыми из продуктов капитулировали перед западным производителем отечественные куры.Таким образом, смена политической формации не помогла снять мучившее некоторых советских граждан своей неразрешимостью противоречие между интересами личности и государства. Вопрос лишь обрел, помимо идеологической, новую, материальную, грань и стал безопасен в плане последствий. Логика государства осталась та же, что и раньше, - чтобы лучше жить, надо покупать и ездить на 'Жигулях'. И чем больше населения пересядет на родные колеса, презрев подержанные иномарки, тем быстрее Россия догонит и перегонит. И тем быстрее нас примут в ВТО, потому что промышленно отсталых и низкотехнологичных туда не берут. То, что ВТО - наша главная цель на ближайшие несколько лет, пока осознали немногие. И цель эта в конечном счете противоположна задаче выдавливания с отечественного рынка всего, что мешает продаваться нашему салу, пеньке и соболям. Апокалипсис, предвещаемый одними экспертами сразу вслед за интеграцией России в мировую экономику, как и райские кущи, воспетые другими романтиками рынка, - все это пока непрочувствованная виртуальная реальность. Но мы все, потребители, будем там рано или поздно. Будем, как обычно, пить и есть. Еда, надо надеяться, никуда не денется. Только, предположим, если будем есть помидоры, то точно не завьяловские. И даже не волгоградские. А скорее всего, болгарские - как самые дешевые. Вроде бы всем хорошо, но работники тепличных комбинатов будут вынуждены перманентно пребывать в 'чао' и после очередной, с задержкой на три-четыре месяца, выдачи отпускных покупать по дороге домой томаты из далеких южных стран. Если убрать в сторону эмоции, то само по себе это ни плохо и ни хорошо. Потому что главный критерий правильного пути - сытость. Если она вдруг уменьшится, значит, мы вступили в ВТО как-то не так. Сытость после вступления должна стать тотальной - это закон. И с точки зрения потребителя, любая другая цель экономической акции, тем более ТАКОЙ, совершенно второстепенна. Пока никто и думать не думает о том, что всем нам, в конце концов, наступит ВТО, нечеловеческой логике государства противостоит логика обывателя, измеряющего качество жизни по наличествующей на данный момент в его гараже марке авто. Или модели сотового телефона. Или лейблу на трусах. Для тех граждан, которые имели возможность хоть раз стирнуть в 'Индезите' или прокатиться на заднем сидении 'Лэндкрузера', факт обладания даже самой последней моделью 'Вятки-автомата' или ВАЗа отнюдь не является показателем уровня жизни. Государству нужно с этими гражданами что-то делать. Чтобы поднялась собственная авто- и прочая промышленность, их должно быть как можно меньше. К счастью, их и так мало. Если бы сейчас вдруг стало, как в далеком 37-м, пересадить любителей импорта не составило бы труда. И не только на отечественные драндулеты. И не только пересадить. И большинству населения, прямо скажем, совсем было бы не жалко тех, кому сменить джип на 'Волгу' - целая экзистенциальная проблема. А что сам народ? Взращивать в населении любовь к родным продуктам питания и, особенно, промтоварам сегодня, с одной стороны, трудно. Мешает полный желудок. Но, как показывает исторический опыт, это ненадолго. С другой стороны, после 1998 года большинство из нас поддерживает отечественного производителя безо всяких моральных усилий. Дефолт остановил поток импорта - его не стало вовсе, или он стал очень дорогой. Действенная была мера. Уже раздаются голоса, призывающие безумный бакс вернуться оздоровить нашу экономику еще раз. Здесь интересен один момент, сопряженный с будущим членством в ВТО. Кто наполнит желудки россиян до отказа, если даже дефолт не смог приглушить предсмертные стоны отечественного производителя? Ответ, думаю, ясен. Если отбросить промежуточные звенья цепочки, получается, что отдавать предпочтение своему, российскому, нужно исключительно для ускорения вступления в ВТО, которое приведет, в свою очередь, к полному упадку отечественного производства. Ну а поскольку народ и производитель - едины, то вероятны и проблемы с сытостью. Отсюда вытекает, что потребляй не потребляй свое-родное, а сытости у народа не прибавится. Потому что такова макроэкономическая стратегия России - и не только на современном этапе переходного периода, а вообще. По-простому ее можно сформулировать как - 'нету в жизни счастья'. Или - 'век сытым не бывать'. С другой стороны, ведь доказано историей, что сытый человек ничуть не меньше недоволен сложившимся миропорядком, чем голодный. Особенно русский человек. Поэтому, чем его кормить и кормить ли вообще, по большому счету - большая государственная суета.
'ВОПРОС "Д' ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ?
Петр ПОНОМАРЕВ, министр торговли УР:
'Я покупаю только наши сыры и молочную продукцию, алкогольные, безалкогольные напитки. Предпочитаю 'Российский' сыр, но спрос на него пока удовлетворяется не в полном объеме. Птицу я Удмуртской птицефабрики покупаю. Пиво - 'Жигулевское' и 'Гамбринус'. И 'Чепецкое', когда бывает, - отличное пиво. Заправляюсь на наших заправках - 'аспэковских' или 'Удмуртнефтепродукта'. Чисто из принципа, потому что это наши деньги, наши налоги. Езжу я на 'Жигулях' 10-й модели. Я чиновник ведь. Но если бы был предпринимателем, я бы все равно купил отечественную машину. Да и не столько много денег у предпринимателей, чтобы держать элитные машины. Музыкальный центр у меня 'Панасоник'. Такая техника у нас пока не выпускается. К сожалению. Вот неплохие появляются телевизоры. То, что делает 'Аксион', - нормального качества. Просто я не покупаю эту технику. Я хочу сказать, что вообще удмуртские товары пользуются спросом. Другое дело, что они не всегда конкурентоспособные'.
Валерий БУЗИЛОВ, генеральный директор ЗАО АСПЭК: 'Я уже давно, если хожу в магазин, покупаю только отечественную продукцию. Наши за последние 3-4 года, я считаю, подтянулись. Просто у нас проблема упаковки и продвижения товаров. Удмуртская водка, например, не уступает 'Гжелке'. Проигрывает опять же этикетка. В отношении пива я консерватор. Пиво я первый раз попробовал, когда жил в Елабуге. Там есть завод, который с 1890 года производит традиционное 'Жигулевское'. Я к нему привык и сегодня покупаю продторговское 'Жигулевское'. Одежда - импортная. Положение обязывает. Хоть и говорят, что не по одежке принимают, но на переговорах нашего бизнесмена всегда можно отличить по стоптанным башмакам и неряшливо завязанному галстуку. Что касается машин, то, безусловно, один раз сев на иномарку, я никогда не пересяду на российскую, какая бы современная она ни была. Служебная у меня - 'Тойота Ландкраузер', личная - 'Ауди', с женой на двоих. Когда были выборы, некоторые рекомендовали мне ездить на 'Ниве', чтобы люди вдруг чего не сказали. Я думаю, богатство - это не порок. Я ведь заработал это, не украл. Можно сказать, я своим примером показываю: ребята, если будете хорошо работать - будете и вы на хороших машинах ездить. Я сам ездил четыре года на 'Ниве', когда у нас бизнес только начинался. Каждую неделю - в Уфу, сам за рулем, туда и обратно. Эти поездки изматывали меня физически, я целый день потом восстанавливался. Сегодня вождение доставляет мне удовольствие'.
Владимир ЗАБИЛЬСКИЙ, депутат Госсовета УР: 'Я стараюсь покупать продукты питания удмуртского производства. Я специально смотрю и когда вижу удмуртские названия - Сюмси, Сюрек, Ува, - мне как-то хорошо на душе делается. Я люблю сырки нашего ижевского молокозавода. Из одежды я тоже люблю брать отечественное, потому что там меньше синтетики. Всю жизнь езжу на 'Жигулях'. Если говорить откровенно, я почти и не ездил на иномарках. Совершенно равнодушно к ним отношусь. Из бытовой техники у меня есть пылесос, микроволновая печь и стиральная машина, по-моему, 'Занусси'. Пылесос тоже, наверное, японский. Это жена выбирала, я тут совсем не в курсе'.
Андрей ОСКОЛКОВ, вице-премьер Удмуртии: 'Импортные продукты не беру вообще - может быть, за исключением вина. К сожалению, не могу себе позволить покупать отечественную одежду - качественную у нас делают только для зарубежа. Бытовой техники даже не присутствует на рынке. Говорить не о чем. Езжу я на джипе. И если у меня будет выбор, я буду ездить на импортном. Но - там, где наши начинают двигаться, в этом плане я готов. В последнее время впервые появилась отечественная парфюмерия, на которую можно смотреть без боли и ей можно пользоваться стало. Я еще хотел сказать о мебели. Безусловно, раньше я покупал только импортную мебель. Но сегодня появилась отечественная, которая не уступает импортной. Поверьте мне, я купил такую мебель'.