Виталий АртюховС момента назначения Виталия Григорьевича Артюхова на должность министра природных ресурсов Российской Федерации прошло неполных 17 месяцев. Однако за это короткое время новоявленному министру удалось развалить некогда самую прибыльную отрасль экономики России. Для начала отметим, что новоявленный министр никогда ранее не работал в данной сфере экономики и даже не имеет соответствующего образования, поскольку в молодости закончил автодорожный институт. Тем не менее именно за время его руководства Министерством природных ресурсов РФ произошли нововведения, повергшие в шок тысячи и тысячи специалистов в области лесного и водного хозяйства, а также тех, кто занят воспроизводством минерально-сырьевой базы нашего государства. В первую очередь 'реформы' нового министра коснулись лесников и лесозаготовителей. Если раньше часть платежей за пользование лесным фондом оставалась у лесхозов и тратилась ими целевым образом на воспроизводство лесов, то начиная с этого года все деньги до копейки стали уходить в федеральный бюджет. И теперь вся лесная служба республики, призванная заботиться о наших с вами лесах, подотчетна только столичному министерству. Вероятно, из Москвы лучше видно, что и как растет в далекой Удмуртии. Само собой, необходимость принятия данного решения министр Артюхов обосновал заботой об увеличении доходов Российской Федерации от продажи 'русского леса'. Однако результаты неграмотных управленческих решений московского чиновника оказались прямо противоположны поставленным целям, а именно: оставшись без средств к существованию, многие лесхозы оказались близки к банкротству. Те же, кто еще остался на плаву, физически неспособны обеспечивать воспроизводство наших лесов, а думают лишь о том, где изыскать хоть какие-то деньги. В итоге в 2002 году по сравнению с 2000 годом освоение расчетной лесосеки сократилось с 64 до 34 процентов и, как следствие, резко сократились доходы государства от лесной отрасли. Не меньшей проблемой обернулась для Удмуртии установленная министерством Артюхова процедура оформления разрешений на рубку лесов первой группы. Она оказалась настолько забюрократизированной, что может затянуть на многие месяцы и даже годы начало строительства многих социально значимых объектов, таких как жилые поселки, коммуникации и дороги. Наиболее красноречивым примером таких, с позволения сказать, 'реформ' служит поселок Ува, в котором около четырехсот семей не могут получить участки под строительство жилья начиная с 1999 года! Причина такого абсурда в том, что для расширения поселка необходимо свести 20 га прилегающего леса, за что МПР России требует от новоселов 26 млн рублей, или по 150 тысяч с каждой семьи! Одной из функций Министерства природных ресурсов РФ является разработка проектов законов и иных нормативных документов. Так вот, вступивший в действие 10 января сего года Федеральный закон 'Об охране окружающей среды' требует большого количества подзаконных актов, которых нет и по сей день и не ожидается в обозримом будущем. Это привело к блокированию действия ряда статей данного закона на местах и фактически ведет к ухудшению экологической ситуации в стране и в нашей республике в частности. При этом сам министр лично и его окружение 'на корню' пресекают любые инициативы Удмуртии заключить соглашение о взаимодействии между территориальным органом МПР РФ и природоохранной службой республики. На сегодняшний день правовой вакуум создал огромные проблемы в природно-ресурсном блоке всего государства. Прежде всего, это выражается в том, что экологи не имеют элементарного права заставить предприятие разработать план природоохранных мероприятий, не говоря уже об исполнении таких планов. Наиболее вопиющим случаем неиспол-нения функций федерального министерства стала недавняя отмена платежей за загрязнение окружающей среды. Дело в том, что соответствующее постановление о таких платежах было принято Правительством РФ еще в 1992 году. Для МПР не было секретом, что за истекшие 10 лет налоговая и бюджетная системы страны изменились принципиально. Однако никто из команды г-на Артюхова не удосужился проанализировать ситуацию и своевременно внести необходимые изменения в нормативные документы (хотя лично сам Артюхов вроде бы не должен быть профаном в вопросах налогов, поскольку в 1996 году возглавлял Госналогслужбу страны). Таким образом, базовый документ, на котором строился весь экономический механизм охраны окружающей среды в России, был отменен Верховным судом РФ как противоречащий законодательству, и только Удмуртия в этом году недосчиталась 20 млн рублей, а потери федерального бюджета впечатляют еще сильнее - 8 млрд рублей! С именем Артюхова связана также ликвидация системы целевых экологических фондов в Российской Федерации, которые зачастую являлись единственным источником финансирования природоохранных мероприятий в регионах. К примеру, за время существования таких целевых фондов в нашей республике успели издать Красную книгу Удмуртии и, хоть и недостаточно, но все-таки финансировали экологические субботники, внедряли технологию очистки стоков ультрафиолетом вместо пресловутого хлора и т.п. Можно безо всякого преувеличения сказать, что работа Министерства природных ресурсов РФ с регионами ограничивается лишь сбором огромного количества самой различной информации и бессистемной рассылкой всевозможных циркуляров. При этом от Москвы невозможно допроситься какой-либо помощи в повседневной работе с природопользователями. Став главой министерства, Артюхов почти полностью прекратил финансирование целевых программ геологического изучения недр. А конкурсное размещение заказов на такие работы свелось к чудовищной профанации. Так, во всех проведенных в нынешнем году конкурсах победителями оказались федеральные государственные предприятия, чем был грубо нарушен принцип предоставления равных возможностей для предприятий различных форм собственности. Кроме того, МПР РФ взяло на вооружение систему, при которой целевые бюджетные средства, выделенные на геологоразведку, не осваиваются, а возвращаются в бюджет. Ни для кого не секрет, что за такую 'услугу' определенный процент 'сэкономленных' средств министерство получает в свое распоряжение и расходует их на приобретение шикарных иномарок для руководства и ремонт их служебных кабинетов. Как известно, по инициативе г-на Ар-тюхова в начале 2002 года был введен новый налог на добычу полезных ископаемых и одновременно упразднены платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть. Все это привело к тому, что доходы бюджетов республики и областей сократились почти на 40 процентов. В нашей республике ликвидация целевого финансирования геологоразведочных работ проявилась в том, что государственный заказ на такие работы пришлось урезать в десять (!) раз, с 500 млн рублей в прошлом году до 50 млн рублей в нынешнем. Это значит, что будет нарушено незыблемое правило, многие годы существовавшее в нашей ресурсно-сырьевой державе: если здесь и сейчас ты добыл тонну нефти или килограмм золота, то должен найти столько же в другом месте, чтобы сохранить запасы стратегического сырья на будущие годы. С подачи министра Артюхова МПР России разработало проект федерального Кодекса о недрах, который вызывает многочисленные нарекания у специалистов. В частности, предлагается, чтобы все бумажные процедуры, связанные с разрешением на добычу полезных ископаемых в субъектах федерации, производились только непосредственно в Москве - вне зависимости от вида и количества запасов полезного ископаемого. То есть, по замыслу разработчиков этого документа, должна повториться та же ситуация, что и с нашими лесами. И это притом, что статьей 72 Конституции России владение, пользование и распоряжение недрами отнесено к совместному ведению федерации и ее субъектов. Именно поэтому действующим Законом РФ 'О недрах' предусмотрено наличие на территориях субъектов федерации участков недр федерального, республиканского и местного значения. До 2000 года, то есть в период реаль-ного действия Соглашения о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Удмуртией, в нашей республике введено в промышленное освоение около 40 новых мелких нефтяных месторождений, что позволило преодолеть ежегодное 3-процентное падение добычи нефти. За 2001 год в республике добыли 7,87 млн тонн нефти (для сравнения: в 2000 году - 7,7 млн тонн). Помимо того, что с приходом министра Артюхова в стране был практически полностью остановлен процесс выдачи новых лицензий на добычу нефти, руководство МПР РФ взяло курс на ревизию ранее выданных лицензий. В результате этого за 2001-2002 годы в Удмуртии не было проведено ни одного конкурса или аукциона на право добычи нефти и, как следствие, в разработку не введено ни одно новое месторождение. Все это неминуемо приведет к новому падению добычи нефти из-за значительной выработки запасов наиболее крупных и высокопродуктивных месторождений, а также к снижению и без того скудного финансирования геологоразведочных работ в республике. Уже в 2003 году в Удмуртии прогнозируется новое падение добычи нефти на 250-300 тысяч тонн. А сокращение доходов во все уровни бюджетов оценивается в 388 млн рублей, в том числе в федеральный бюджет - 272 миллиона.
В заключение позволим себе задаться всего несколькими риторическими вопросами: 1. С какой целью г-н Артюхов совершил все вышеупомянутые действия? Для того ли, чтобы наглядно показать неэффективность государственного управления природными ресурсами и подвести общественное мнение к признанию необходимости приватизации наших лесов и полезных ископаемых? Или просто из-за некомпетентности? 2. Известно ли президенту Путину о том, что своими действиями министр Артюхов сумел практически парализовать работу природно-ресурсного блока всего государства? 3. Если же президент Путин пока не знает о деятельности министра Артюхова, то что именно должно послужить толчком для появления на его столе такой информации? Будет ли для этого достаточно публикаций в прессе? Или придется ждать постановления Правительства РФ о закупке древесины в Финляндии? 4. Готов ли наш президент гнать со своих постов не только проштрафившихся военных, но и гражданских 'генералов'?..