Самый главный художник в Удмуртии очень любит целовать власть: Петр Ёлкин целует судью Конституционного суда РФ Николая Витрука.В Советском Союзе главной функцией различных союзов творческой интеллигенции - художников, писателей, архитекторов и т.д. - являлось осуществление партийно-государственной политики в области искусства и литературы. С падением коммунистического режима эта задача ушла в прошлое. Однако исторический опыт показывает, что объединения людей искусства имеют и другие, не менее фундаментальные задачи. Первая из них может быть обозначена как эстетическая (реализация тех или иных творческих принципов, разделяемых членами объединения), вторая - как экономическая (помощь в решении материальных проблем художников). Так как же осуществляются эти задачи в деятельности нынешнего руководства Союза художников Удмуртии? Духовный вождь Эстетическая программа, которую фактически пытается проводить в республике нынешний глава Союза художников УР Петр Ёлкин, не только убога, но и выглядела бы реакционной еще более чем сто лет назад. Она держится на двух абсурдных тезисах. Во-первых, что 'настоящими' художниками являются лишь те, кто занимается станковой живописью, графикой, ну и, может, скульптурой, а например, монументалисты, дизайнеры относятся ко 'второму сорту'. Во-вторых, что 'истинным живописцем' может считаться лишь тот, кто пишет в так называемой реалистической манере. Доказательством именно такого подхода в деятельности Петра Васильевича может, в частности, служить его 'кадровая' политика. Люди, которые не разделяют ёлкинских творческих принципов, испытывают огромные трудности со вступлением в союз. Следует сказать, что СХ Удмуртии является отделением Союза художников РФ и окончательное решение о приеме новых членов принимается в Москве. Однако, возглавляя республиканское отделение и, как следствие, являясь членом секретариата СХ РФ, г-н Ёлкин имеет определенные рычаги воздействия на принятие решений. Так, талантливый дизайнер и художник, участница многих выставок (в том числе и международных), Ольга Листратова, подав заявление о вступлении в союз, получила в Москве одобрение своих работ специалистами по своей секции. Однако на уровне секретариата, по ее словам, г-н Ёлкин трижды (!) заставлял членов комиссии переголосовывать - лишь бы только отказать ей в приеме. С монументалистом Александром Сарычевым (среди крупных проектов которого, например, - мозаичное панно на здании 'Ижэнерго' на Совет-ской) поступили еще проще - трижды он подавал заявление и трижды оно якобы 'терялось'. Список подобных примеров можно продолжать. Зато Ёлкин в последние годы активно пополнял ряды Удмуртского отделения СХ мало чем примечательными художниками-живописцами, выходцами из сельской местности, для которых уже само членство в Союзе художников настолько престижно, что они готовы голосовать за любое предложение своего 'благодетеля'. Один из анекдотических случаев, ярко иллюстрирующий то, как Ёлкин понимает свое место в художественном сообществе Удмуртии, имел место в 1999 году. Тогда в республику приехали финские специалисты, чтобы отобрать работы местных авторов для Международной выставки 'Финно-угрия - 2000'. Как водится, вначале они попали в руки Ёлкина и были вынуждены в течение двух дней общаться с 'главным удмуртским художником'. Вырвавшись, наконец, из этих 'дружеских' объятий, они поездили по мастерским и выбрали работы заинтересовавших их авторов. Творчества Петра Ёлкина среди них не оказалось. Возмущенный Петр Васильевич стал указывать финнам, что они выбрали вовсе не тех художников, кого следовало, и что среди отобранных авторов есть даже такие, кто не является удмуртом. На все это Ёлкин получил резонный ответ финно-угорских братьев, что это, в общем-то, их проект и решения принимает здесь не Ёлкин. Следует четко понимать, что тот 'реализм', что насаждает сегодня Петр Васильевич, - не что иное, как лишенный творческого начала академизм или вчерашний 'соцреализм'. Отнимите от 'соцреализма' его идеологию и получите нынешнее творчество Ёлкина и компании - пейзажи и натюрморты, да еще иногда портреты власть предержащих. Реализм 'передвижников' позапрошлого века был протестом против застывших форм, 'реализм' Ёлкина - сам по себе застывшая форма. Да Бог с ней, с формой, ведь там нет и содержания! Разве сегодняшняя общественная жизнь со всеми ее противоречиями и проблемами не дает богатый материал для художника? Однако единственный социально 'громкий' эстетический проект последних лет в республике - это проект 'Упаковка', реализованный полумаргинальными для художественного сообщества республики концептуалистами из группы 'Археоптерикс'. Не случайно и то, что такое заметное сегодня течение, как этнофутуризм, в котором национальный дух удмурт-ской культуры получил возможность 'живого', творческого воплощения (в отличие от живописи того же Ёлкина, где национальное всегда сводилось до уровня банальной этнографии) развивается вне рамок и деятельности Союза художников УР.
Продукция мастерских Художественного фонда в 'эпоху Ёлкина'.НЭП по-ёлкински После прихода Петра Ёлкина в 1992 году к руководству Союза художников УР в союзе стала осуществляться 'новая экономическая политика'. Производственные мастерские в здании Художественного фонда (1200 кв. м), деятельность которых до этого обеспечивала материальное благополучие союза, были разгромлены, уникальное оборудование уничтожено, а работавшие там художники изгнаны под угрозой физического избиения бандитами (впрочем, в отношении некоторых художников эта угроза действительно была приведена в исполнение). Зато на освободившихся площадях под маркой 'Творческие мастерские Союза художников УР' разместился магазин по торговле автозапчастями, а также мастерская по производству гробов и прочих похоронных атрибутов. Куда идут доходы от этих заведений, каковы их настоящие размеры, рядовые члены союза не знают.