Газета №079 (0552) / 28 ноября 2002 г.
ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ВЗДОХ
Октябрьские итоги исполнения бюджета оказались с сюрпризом. Приятным. Поступления от налога на прибыль побили все мыслимые показатели, наполнив консолидированный бюджет Удмуртии на 533,7 млн рублей. Это и определило относительный рост всех основных показателей. Расходы октября выросли по сравнению с сентябрем на 11,7 процента (а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,1 процента). Рост доходов вышел еще более высоким: 34,3 процента по сравнению с предыдущим месяцем и 36,1 по отношению к октябрю 2001 года. В результате Правительству УР и местным администрациям удалось очень существенно (на 45%) увеличить остатки на своих бюджетных счетах. И теперь накопленных средств в принципе достаточно, чтобы месяц содержать всех бюджетников Удмуртии.
Но в реальности сюрприз с ростом налога на прибыль, скорее всего, гораздо скромнее. На эту мысль наталкивает слишком большой провал, случившийся с поступлениями от этого налога в предыдущем месяце. Тогда данный источник дал в консолидированный бюджет республики лишь около 40 млн рублей. Объяснение такого провала, видимо, может заключаться в задержке сентябрьской отчетности, которая могла произойти из-за передачи дел крупных налогоплательщиков (каковым является дочернее предприятие 'Сиданко' ОАО 'Удмуртнефть') из ведения Управления ГНИ по Удмуртской Республике под контроль специального подразделения налоговой службы в Москве. Плюс к тому известный сезонный фактор - в октябре предприятия начинают платить налоги по итогам работы в третьем квартале и их поступление в бюджет в этом месяце объективно должно быть выше, чем в сентябре. Так что если для чистоты разделить октябрьскую сумму налога на прибыль на два, то в среднем в сентябре-октябре получается только по 266,8 млн руб. в месяц. Что сопоставимо с доходами от данного источника в более 'урожайные' для сбора налогов весенние месяцы.
Почти все остальные налоговые доходы в октябре тоже вышли с ростом. Кроме налога с продаж (-1,6 % по сравнению с сентябрем), платежей за пользование природными ресурсами (-26,6 %) и единого налога на вмененный доход (-20,9 %). Однако рост сбора других основных налогов - подоходного, лицензионных сборов, акцизов, налогов на имущество и совокупный доход - в отличие от налога на прибыль, не носил признаков 'акселерации'. Поэтому увеличение поступлений от этих источников едва покрыло падение от вышеупомянутых трех.
Что касается расходов консолидированного бюджета Удмуртии, то, как уже было сказано, в октябре бюджетной сфере жилось лучше, чем в сентябре. Но не так чтобы слишком - всего лишь на 11,7 процента. Многое пришлось отложить на потом. При этом три расходных статьи в октябре получили даже меньше, чем месяцем раньше. Так, на 8,8 процента были сокращены расходы на 'правоохранительную деятельность', на 7,7 процента на 'транспорт, дорожное хозяйство, связь', на 1,8 процента на 'жилищно-коммунальное хозяйство' и на 4,9 процента на 'социальную политику'. Впрочем, в масштабах консолидированного бюджета сокращения вышли совсем небольшими. Зато серьезный приток финансирования ощутили такие затратные статьи, как 'образование' (+18,6 %) и 'промышленность, энергетика и строительство' (+42 %). Причем в последнем случае из всех составляющих данной расходной статьи наибольшую долю (93,9 %) получило 'строительство'. В рамках декларированной властями программы 'Развитие'.
Рост доходов месяца позволил не только увеличить текущие расходы, но и несколько снизить задолженность консолидированного бюджета Удмуртии. В целом по октябрю по разным статьям снижение вышло достаточно ощутимым - 105,5 млн рублей. Но с учетом всей имеющейся задолженности бюджета Удмуртии - 2 млрд 486 млн рублей (по состоянию на 01.11.02 г.) - выходить такими темпами из долгов придется примерно два года. Если, конечно, все это время не делать новых долгов. Например, в октябре сделать этого не получилось: долг по бюджетным ссудам из федеральной казны увеличился на 15 млн рублей, а обязательства республикан-ского и местных бюджетов по коммунальным платежам и субсидиям населению за жилье выросли на 12,6 млн рублей. В целом это немного, правда, и централизация бюджетных ресурсов по итогам октября была тоже 'божеской' - 41,6 процента. Для сравнения: в сентябре отток бюджетных средств с территории Удмуртии в столицу составлял 49 процентов. Как уже пообещал министр финансов Владимир Бельтюков, в будущем году положение изменится. В худшую для бюджета Удмуртии сторону. Так что прожитый октябрь (а теперь уже и ноябрь) - что-то вроде предпоследнего вздоха. Перед погружением в пучину бюджета 2003 года.