Хотя, может быть, я ошибаюсь, и последняя цифра соотносима с количеством производителей продуктов питания в Удмуртии. Но на 'Продиндустрии', несмотря на название, были выставлены и промышленные товары. Как вы уже догадались, не наши. Напрашиваются два вывода: либо производство в республике заглохло, либо удмуртские компании, презрев мировой опыт, решили сэкономить на рекламе. Состоявшийся в день открытия выставки 'круглый стол' под председательством министра торговли Петра Пономарева был посвящен, по сути, одному вопросу: как остановить вал импорта на удмуртский рынок? Министр сформулировал задачу просто: 'Как вытеснить те товары, которые мы можем производить сами?' Представитель Минсельхоза констатировала, что Удмуртия в состоянии полностью обеспечить себя молочной продукцией и что вывоз сухого молока, в которое обращаются излишки, возрос в этом году на 10 процентов. Любопытно, что в начале года жалобы поступали на вторжение сухого молока из Белоруссии, его местные переработчики с удовольствием предпочитали 'живому' удмуртскому молоку, работать на котором менее рентабельно. Здесь встает дилемма перед потребителем: что лучше - пить дешевое восстановленное молоко, где одни калории и ноль витаминов, или свое, но подороже? Пока побеждает цена. И упаковка. Среди участников 'Продиндустрии' была замечена фирма 'Перммолоко', к появлению которой в Удмуртии, пока лишь с презентацией, выступившие на 'круглом столе' переработчики отнеслись со скрытым неодобрением. И тому есть причины. Дизайн упаковки продукции пермяков настолько привлекателен, что, появись это молоко и все его производные на ижевском рынке, я уверен, все наши многочисленные '...- молоко' через некоторое время просто скиснут. Представитель компании 'Ижмолоко' признал, что фирма расслабилась в последнее время, допустив, в частности, подъем конкурента - 'Сарапул-молоко', и пообещал, что уже в декабре в магазинах 'Продторга' будет проведена грандиозная PR-акция с дегустацией новых видов продукции и розыгрышем призов. А пока привозное молоко составляет 20 процентов от всего объема реализации по Удмуртии. На зерно-мучном рынке, по сравнению с молочным, сплошные проблемы. Лишь 10-20 процентов пшеницы, закупаемой мельницами, - удмуртского происхождения. Производство ржи могло бы полностью покрыть потребности местных хлебозаводов, но их не устраивает цена. По этой же причине излишки этой культуры с трудом реализуются за пределы Удмуртии. Можно сказать, победа одержана на алкогольном рынке: почти 100-процентное самообеспечение. Конечно, если не принимать во внимание тот факт, что половина спирта, используемого в приготовлении водки, завозится. По словам Петра Пономарева, из семи продегустированных водок из магазинов республики три последние места заняли привозные сорта. Министр также призвал с осторожностью относиться к сливочному маслу по 45 руб./кг, так как информация о растительных добавках, которые в нем содержатся, не всегда доходит до покупателя. На данный момент Удмуртия занимает 52-е место в РФ по товарообороту. 'Будущий год будет сложнее, а следующий - еще сложнее', - предрек министр. И неудивительно: если активность удмуртских компаний будет оставаться на уровне, продемонстрированном на 'Продиндустрии', то скоро мы действительно будем пить пермское молоко. Но, похоже, это пугает только постоянных участников выставок.