ФИНАНСИРОВАНИЕИнтересы взаимодействующих субъектов образовательной деятельности оказались довольно-таки разнонаправленными. Под словом 'субъекты' мы в данном случае подразумеваем такие общественные институты, как семья (она же - родители), гражданское общество (интересы которого близки первой, но шире их), государство, наконец, корпорация педагогов и чиновников от образования. У каждого из них свои представления о том, сколько должно стоить среднее образование в России. Объективно проблема состоит в том, что государство не может (или не хочет; по другой версии - и не должно) везти на себе все расходы по этой сфере. Налогов, которые мы в состоянии уплатить и которые через бюджет перераспределяются на школу, катастрофически мало по сравнению с реальными нуждами процесса обучения. Тем временем образованность, знания занимают все более важную ступень в иерархии общественно значимых ценностей.
Чем 'торгует' школа? Рынок образовательных услуг весьма специфичен. Они, как правило, 'бестелесны', их трудно признать за товар, нельзя перепродать. Согласно разъяснению Антимонопольного комитета РФ от 1998 года, под услугами понимается совершение за плату определенных действий по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд. Процентное соотношение видов расходов в средней школе Ижевска в 2001 годуЧто это за платные услуги? Прежде всего, это обучение по дополнительным образовательным программам, так называемое углубленное изучение тех или иных предметов (в том числе и не входящих в обязательный набор), репетиторство, кружки, секции. Это недешевый 'товар', так как требует затрат квалифицированного труда, амортизации помещений и оборудования.
Школа сегодня Конституционные гарантии государства на получение всеми гражданами России бесплатного среднего общего образования в значительной мере сейчас превратились в фикцию. По мнению экономистов, бесплатное образование при современной рыночной экономике - это нонсенс. Практика показывает, что школа, ориентированная только на бюджетное финансирование, в наших экономических условиях обречена на нищету и прозябание. Из школы уходят лучшие учителя, ветшают основные фонды, и главное - ухудшается качество образования. Сегодня в Ижевске средние школы из-за недостаточного бюджетного финансирования активно привлекают средства со стороны. Такое финансирование называется многоканальным. Это могут быть 'добровольные' взносы родителей, которые, как показывают наши опросы, составляют от 80 до100 рублей в четверть. Как правило, пожертвования идут на развитие учреждения, на ремонт. Средства физических лиц не облагаются налогом. В Управление образования поступают звонки от родителей с жалобами на то, что школы собирают с них деньги. Чиновники разъясняют, что нарушением закона в данном случае может являться лишь пренебрежение принципом добровольности. Самое основное - организация платных услуг. Сегодня в городе практически все школы этим занимаются: кто-то готовит дошколят, обучают танцам и шитью, организуют подготовительные курсы. Все 89 школ являются юридическими лицами, то есть имеют право заключать договоры. В их уставах указан перечень платных услуг. По тому виду деятельности, который заявлен школой в качестве 'платной услуги', у нее (у школы) должна быть лицензия, соответствующий приказ директора и согласование с вышестоящими органами. По словам главного специалиста УНО Светланы Суджян, на сегодняшний день существенных нарушений в этой сфере нет, так как накоплен определенный опыт. Но удивительно, что платные услуги приносят муниципальным школам всего 1-2% в их бюджет, тогда как среднероссийский показатель - 3-7%. В последнее время наметился определенный спад в торговле 'интеллектуальным товаром'. По заверению главного экономиста УНО Людмилы Ефимовой, у внебюджетной деятельности школ рентабельность практически нулевая - сколько получают, столько и расходуют. Все 'съедают' две статьи - зар- плата педагогов и нужды капремонта. А материально-техническая база городских школ укомплектована всего на 30-50%, обеспечение школ составляет 70% от потребности. Потребности же с учетом веяний времени растут. В этом году Удмуртия включена в федеральную программу компьютеризации. На 30 компьютерных классов заложено (где?) 9,8 млн рублей, причем город выделил 2,9 млн (30%). Нынешний бюджет 'распух' на 200 млн (по сравнению с чем?) рублей, но эта сумма целиком ушла на выплату подросших зарплат педагогов и стопроцентную оплату коммунальных услуг. По мнению специалистов, платные услуги в школах нужны хотя бы потому, что школа должна быть готова к конкуренции, должна стараться привлечь ученика. Что касается ценообразования, то это 'личное' дело школ и родителей, это и есть предмет договора, который они заключают между собой. Есть три фактора при установлении цены: потребительский спрос, издержки и цены конкурентов. Возможности кошелька родителей задают 'потолок' стоимости услуги, которая по Ижевску колеблется в пределах 12-15 рублей за академический час.
Школа завтра Полная реализация Федерального закона 'Об образовании', принятого ещё в 1992 году, предполагает введение нормативно-бюджетного (подушевого) финансирования школ. Сама идея возникла еще в конце 80-х. Суть ее такова: государство рассчитывает, во что обойдется обучение одного учащегося, и финансирует не учебный процесс в целом, а количество обучаемых школой человек. Очевидно, что школы тогда будут заинтересованы в привлечении как можно большего числа детей. Считается, что у родителей появится возможность свободного выбора школы. Школы начнут конкурировать между собой за учеников, так как именно от их числа будет зависеть, сколько денег они получат. Такое финансирование называют 'каскадным', потому что действуют четыре уровня: федеральный (определяющий) норматив; республиканский, муниципальный и школьный. Однако дальше разговоров дело не идет - не определен федеральный уровень, без которого невозможен и весь 'каскад'. Против идеи нормативов есть немало аргументов. И первый среди них - нормативы не будут работать в условиях хронического недофинансирования. Кроме того, такая система может привести к гипер-интенсификации - школы загрузят на 2-3 смены, от чего пострадает качество обучения. Нововведение потребует ломки традиционных норм, чему всеми силами будут противиться школы, которым за полученные деньги придется отчитываться числом выпускников и качеством их образования. Тогда и чиновники потеряют часть своих полномочий. Но пока это все на воде вилами писано.
О качестве и о родителях Есть один очень важный критерий оценки работы школы - качество подготовки. Через школу проходит практически каждый - от грузчика и слесаря до министра и президента. Их отношение к труду, их ответственность - прямые производные от качества образования. По данным ЮНЕСКО, наша страна сегодня по качеству школьного образования занимает 13 место в последней, 3-й группе слаборазвитых стран. Мировая практика показала, что любые государственные структуры, в том числе и образовательные, консервативны, малоподвижны. Они приучены получать деньги от государства, не заботясь об эффективности труда и качестве своей продукции. Сегодняшние критерии качества подготовки не выдерживают никакой критики, так как придуманы они чиновниками и для чиновников. Самый привычный - победы школьников на олимпиадах. Это вполне 'показушный' критерий. Другой показатель успешности - процент абитуриентов, поступивших в вузы. Школа наша до сих пор ориентирована на подготовку к поступлению в вуз. Тут учат всему без учета способностей и наклонностей учеников. А зачем каждому школьнику знать всё? Если школа не дает человеку необходимых для жизни знаний, умений и навыков, значит, она занимается сизифовым трудом. Ее выпускники несостоятельны на рынке труда. Но винить в этом нужно не школу и учителей, они сами - жертвы сложившейся ситуации. Их просто не стимулируют к изменению. В новой школе родители должны стать одними из главных действующих лиц. Они сами будут контролировать качество обучения своих детей. Светлана Суджян посетовала, что мамы и папы не вмешиваются в процесс обучения своих чад, предпочитая спрашивать результат. А если речь идет о платных услугах, родители должны быть требовательны вдвойне. Ведь договор заключается между ними, учеником и школой. Гражданский кодекс определяет, что сделка между физическим и юридическим лицом заключается в простой письменной форме. Родители могут предлагать свои варианты контроля за качеством. Это могут быть, например, открытые уроки. Подписывать договор, не читая, что в нем написано, не разобравшись в своих правах, тоже не стоит. А ребенок с 14 лет сам может участвовать в подписании документа. Это не только дисциплинирует, но и послужит первым практическим шагом к жизни в правовом государстве, будет формировать чувство ответственности. Может, тогда-то у нас и возникнет то гражданское общество, о котором мы мечтаем? Но не забудем при этом, что ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.