Евгения ФЕДОРОВА
- Виктор Васильевич, в конце прошлого месяца мы с Вами мельком столкнулись в Москве на встрече депутатов и руководителей органов местного самоуправления с заместителем главы администрации президента России Дмитрием Козаком, под руководством которого готовится реформа федерального и муниципального устройства. Судя по общему настроению в зале, новые реформы воспринимаются, мягко говоря, без энтузиазма. - Комиссия Козака работает над разграничением полномочий между всеми уровнями власти уже почти год. И то, что прозвучало в тот день с трибуны, это уже доработанная с учетом поступивших от нас предложений концепция. Однако многие вопросы пока еще остаются открытыми. Мы все прекрасно понимаем, что если новый закон об основах местного самоуправления примут без внесения изменений в другие федеральные законы, то он не будет работать, так же, как и ныне действующий. Поэтому мы поставили задачу обязательно внести поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. И принять их одним пакетом. Иначе вся эта система останется на бумаге. - Знаете, у нас в Ижевске еще при первом мэре повелось много говорить о несоответствиях в законодательстве и правах населения на местное самоуправление. В условиях постоянного противоборства с республиканскими властями, наверное, это было оправдано. Но, с другой стороны, население вряд ли вникает в нормативные тонкости. С этой, обывательской точки зрения, новая реформа что-то изменит? - Так мы и предлагали перевести реформу в практическое русло. Давайте уже сегодня изменим те моменты, которые блокируют реализацию законодательства о местном самоуправлении. Взять те же льготы населению. Если они установлены федеральными законами, то в них должно быть прописано, какой уровень бюджета эти льготы обеспечит. А что сказал по этому поводу Козак: у нас сегодня, к сожалению, нет такой возможности, поэтому все должно регулироваться на уровне субъектов РФ. А как? У нас в бюджете строчка по льготам - ноль, и в прошлом году была - ноль. С другой стороны, почему бы нам эти льготы не предоставлять? Но тогда при утверждении республиканского бюджета должны закладываться такие проценты отчислений с регулируемых налогов в пользу бюджета города, которых будет достаточно, чтобы гарантировать населению предоставление этих льгот. И мы будем оплачивать их из бюджета Ижевска. - А сейчас откуда платим? - Получается, что все равно из нашего городского бюджета. Только происходит все в виде недопоступления средств от населения. Потому что ветеран платит 50 процентов, а по идее должен платить все 100, а мы ему эту разницу должны компенсировать. В результате городское жилищное хозяйство недополучает средства, а раз оно их недополучает, это выливается в убытки городского хозяйства и хронические недоремонты крыш, лифтов и т.д. Но люди-то здесь ни при чем, ветераны должны получать льготы. Поэтому я и ставлю вопрос о том, чтобы необходимые средства компенсировались соответствующими нормативами отчислений от налогов. Тогда ГЖУ будет просто предъявлять городскому бюджету сумму положенных льгот, а мы их будем компенсировать, и все вопросы снимаются... - В этой связи Вам не показалось, что главная цель новой реформы исключительно политическая? И лишь в части реализации этой цели направлена на изменение основ взаимоотношений между региональными и местными бюджетами? Получается, что, если два года назад во главу угла была поставлена государственная власть, сегодня снова начинается поиск некоего баланса. - Цель, которая стоит перед комиссией, подготовившей новый проект закона об основах местного самоуправления, - добиться максимального разграничения полномочий. Соответственно за каждым уровнем власти под этот объем полномочий должны быть закреплены постоянные налоговые доходы. В результате у каждого конкретного гражданина не должно оставаться вопросов, на кого ему подавать иск в суд в случае нарушения его прав. Вот и вся суть предлагаемой реформы. - Ну, подход-то, в принципе, правильный. Только одно дело стройная система, а другое - жизнь. На практике наверняка получится, что одних и тех же налогов (закрепленных за всеми органами местного самоуправления) в одних случаях будет хватать, а в других нет. Потому что инфраструктура везде разная и налогоплательщики тоже. - Да, один и тот же налог в разных городах может оказаться как главным, так и второстепенным. Поэтому должны остаться и регулируемые налоги. При этом нормативы отчислений по ним надо закреплять на долговременной основе. А не так, как сейчас, когда их каждый год меняют. - Еще один момент, который напрашивается исходя из тех тезисов, которые озвучил Козак, - не получится ли так, что города, являющиеся сегодня едиными муниципальными образованиями, будут снова разбиты по районам со своими бюджетами и, следовательно, своими органами? В Ижевске, если помните, раньше было фактически шесть бюджетов. - Нет. Ижевск дробиться не будет. Куда нам еще дробиться, если сегодня не хватает миллиарда рублей на следующий год, чтобы мы жили хотя бы так же, как в нынешнем? Ну, взять тот же Устиновский район: один из самых крупных налогоплательщиков - автозавод - зарегистрирован совсем в другом месте, они ничего там не соберут. А город - это единая инфраструктура, и делить тут что-либо нельзя. - Но совершенно однозначно в докладе Козака прозвучала мысль о том, что статьей экономии должны стать органы представительной власти, депутаты которых будут исполнять свои обязанности исключительно на общественной основе. - Да, он это подтвердил несколько раз. - Но у нас как раз все последние годы представительная власть, наоборот, забюрокрачивалась, обрастала своим аппаратом. Часть депутатов переходила на работу на освобожденной основе. Все это в перспективе должно отпасть? - В перспективе, да. Но сегодня законодательство это позволяет. - А Вы сами-то сторонник какой модели? - Вы знаете, основные функции представительной власти определены - это принятие бюджета, различных программ и контроль за их исполнением. Для того чтобы этим заниматься, не обязательно иметь штат освобожденных работников. - Ну, с работающими на освобожденной основе депутатами Думы все равно легче договариваться. Или наоборот? - Что касается профессиональной или непрофессиональной Думы, то я бы не хотел давать здесь какую-то оценку. Разные мнения есть, не говорю, что случаются стычки, но очень важно учиться друг друга слушать и не впадать в амбиции. В основном мы с нынешней городской Думой (в которой только три освобожденных депутата) находим взаимопонимание, хотя порой отдельные вопросы обсуждаем очень даже остро. - Кстати, до Вас не доходят разговоры о том, что ваша кадровая политика может стать предметом обсуждения на ближайшей сессии Думы? - Доходят. Меня это, конечно, беспокоит. Но, заметьте, всегда говорили, что у нас в городе кадры медленно меняются, по 10-20 лет люди сидят без движения. У меня есть желание внедрить в администрацию больше молодежи, опираясь на тот опыт, который уже наработан. Поэтому, если посмотреть, как этот год прошел, то кажется, как бы незаметно, но изменений на самом деле достаточно много. Возможно, к лету еще как-то скорректируем нынешнюю структуру администрации. А насчет разного рода разговоров, знаете, мне на каждую должность приходят и предлагают по двадцать человек. И если я назначаю человека не того, которого кто-то как-то 'продвигает', тут и начинаются разговоры. В том числе и политические. Но я свои назначения осуществляю не из этих соображений. Основная политика городской администрации - не лезть в политические дрязги, а работать со всеми в мире и дружбе. Взаимодействие находить, будь то с Министерством строительства или народного образования, главное - исполнять то, что нам положено исполнять перед горожанами.
Беседовал Сергей ЩУКИН