'Подарки' по телефону С проблемой массового незаконного подключения к телефонным линиям и огромных счетов за чужие разговоры ижевчане впервые столкнулись в середине 90-х годов. По времени это совпало с очередным завоеванием сексуальной революции - появлением многочисленных 'розовых телефонов'. Первыми, кто стал вплотную заниматься этой проблемой, были сотрудники Комитета по защите прав потребителей администрации Ижевска. По словам начальника отдела жилищно-коммунальных услуг Людмилы Бурлуцкой, в то время при 'УдмуртТелекоме' была организована специальная комиссия с участием представителей комитета. По каждой жалобе проводились совместные расследования, а связисты провели большую работу по опломбированию телефонных щитков в подъездах. Однако этим их профилактические меры практически исчерпались. В советское время при проектировании зданий защита телефонных линий не предусматривалась. Поэтому подключиться к большинству городских абонентов до сих пор не составляет труда. Проблема есть, но решения у нее нет.
Чужие провода Несмотря на то что собственником телефонных проводов за пределами квартиры является 'УдмуртТелеком', расплачиваться за подключение к его линиям в большинстве случаев приходится обладателям телефонов. Этому способствует и тот факт, что суды Ижевска при рассмотрении дел о телефонном пиратстве с удивительным единодушием встают на сторону монополиста. В Комитете по защите прав потребителей сообщили, что им не удалось выиграть ни одного из таких процессов. И это несмотря на большую подготовительную работу в каждом случае и убедительность собранных доказательств. Позиция ижевских судей выглядит тем более странной, что в других регионах многим гражданам удалось отстоять свои права. Не хотелось бы думать, что подобная благосклонность наших судейских к местным телефонистам была вызвана долгами их ведомства за услуги связи. Впрочем, не будем демонизировать работников 'Телекома'. Говорят, что, когда обнаруживаются явные следы подключения или пломбы на щитке оказываются поврежденными, связисты иногда проявляют добрую волю и аннулируют выставленные счета. Нельзя сказать, что телефонному пиратству совсем невозможно противодействовать. Однако все предлагаемые защитные меры требуют дополнительных расходов абонента. Например, можно отказаться от автоматической междугородней связи. Но при этом надо помнить, что заказанный через телефонистку разговор будет стоить в полтора раза дороже. Абоненты, подключенные к современным цифровым АТС, могут блокировать межгород самостоятельно. Перед звонком за пределы Ижевска набирается специальный код и разговор становится возможным, после его завершения телефон блокируется аналогичным способом. За такую 'самостоятельность' ежемесячно надо доплачивать пять рублей. Деньги, конечно, небольшие, но ведь банки не берут с клиентов за гарантию сохранности вкладов. Отключение от автоматической междугородней связи доставляет еще одно неудобство. Становятся недоступными мобильные телефоны сети МТС, дозвониться на которые можно только через восьмерку.
Накануне Существующую ситуацию вряд ли можно считать нормальной. Тем более что в начале декабря 'УдмуртТелеком' превратился в филиал ОАО 'ВолгаТелеком'. Теперь милости нашего телефонного монополиста будут сыпаться через нижегородское сито. С удмуртских связистов будут спрашивать за конкретные убытки, а не за судьбу пенсионерки, не имеющей возможности платить по чужим счетам. С февраля нас ожидает повременная оплата за телефонные разговоры. В Комитете по защите прав потребителей ожидают резкого увеличения числа жалоб на незаконное подключение. При фактической безответственности оператора связи за безопасность своих линий крайними опять окажутся потребители. Тем более отследить 'не свои' звонки при повременной оплате абоненту будет гораздо труднее. Сейчас в распечатке сразу виден 'чужой' разговор, а весной попробуй определи, в самом ли деле в феврале ты говорил 869 минут или 347 из них вместо тебя общался кто-то другой.
P.S. При обращении в телефонную службу по поводу разговора с Хабаровском моей маме в довольно грубой форме предложили 'разбираться' дома. В головном офисе ее заявление с требованием проверить телефонную линию приняли, но расписаться на втором экземпляре отказались. Теперь у нас нет подтверждения, что обращение действительно было. По закону ответ заявитель должен получить в течение месяца. Деньги за чужой разговор заплачены (10 рублей все же не 10 тысяч), только теперь я с некоторой тревогой ожидаю счета за разговор, например, с Японией. В конце концов, дедушка когда-то работал на Сахалине, южная часть которого до 1945 года принадлежала Стране восходящего солнца.
А ГДЕ-ТО ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
На этом месте должна была быть изложена позиция Удмуртского филиала ОАО 'ВолгаИнформ' по проблеме незаконных подключений. Несмотря на обещание ответить, комментария мы так и не дождались. Телекомовцы похожи на армейских дембелей, которым уже безразлично, что о них подумают окружающие. Им нет дела до проблем, которые они считают чужими.
Пермь У наших соседей в настоящее время проходит общественная акция 'За права потребителей услуг телефонной связи' (www.prpc.ru). В числе претензий к пермскому телефонному монополисту значительную часть занимают жалобы на незаконные подключения. Фактически предприятие отказывается проводить мероприятия по защите телефонных сетей. Суммы счетов за чужие разговоры варьируются от 300 рублей до 26 тысяч. А характеристика пермского ОАО 'Уралсвязьинформ' вполне понятна и в Ижевске: 'Несмотря на рекламно-рыночный антураж, эта компания ведет себя на рынке услуг связи в самых худших традициях советской сферы обслуживания: очереди, монополистический диктат, искусственный дефицит, неисполнение обязательств. Но главное - стиль. Стиль, диктуемый монополизмом; стиль, присущий всем: от самого последнего клерка до самого первого начальника - неистребимое советское безразличие к нуждам и проблемам потребителей'.
Москва По оценкам Управления 'Р' (по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий), ежегодный ущерб от телефонного пиратства превышает $12 млн. В основном телефонные пираты зарабатывают эти деньги в Москве, причем большинство столичных 'фрикеров' - выходцы из Юго-Восточной Азии. В прошлом году компания 'Ростелеком' - монополист дальней связи - потеряла $7 млн от незаконного подключения к телефонной сети. Как сообщают 'Известия', в будущем каждая абонентская линия связи будет защищена оборудованием 'АТЕ Щит'. С помощью этой аппаратуры можно будет выявлять несанкционированный доступ к сети и обрывать подобные звонки.
МАП На ноябрьской интернет-пресс-конференции агентства 'РосБизнесКонсалтинг' министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов затронул вопрос телефонного пиратства. Необходимо сделать так, сказал он, чтобы при несанкционированных подключениях конкретный гражданин-абонент не был обязан доказывать, что это не с его аппарата происходил звонок. Доказывать это должна телефонная компания: существует аппаратура, которая при учете времени может совершенно четко определять, действительно ли звонок происходит с этого телефона. Также необходимо установить, каким образом распределяется ответственность и кто должен нести бремя доказательств по тому или иному случаю. В министерстве уже началось обсуждение проекта соответствующего постановления Правительства России. Однако когда оно появится, неизвестно. В любом случае это произойдет уже в 2003 году.
Что делать, если вы обнаружили незаконное подключение к своей телефонной линии?

При обнаружении незаконного подключения к своей телефонной линии нужно вызвать мастера. Он произведет осмотр вашего 'телефонного хозяйства' и, если подтвердится, что имеет место подключение к вашему абонентскому номеру еще одного абонентского устройство, то составит об этом акт. Как он будет называться, как будет составлен, не важно. Важно, чтобы там все было четко сформулировано: указан ваш номер, дата осмотра, подтверждение подключения; если возможно, указать, кто подключился к вашему номеру; подпись, должность производившего осмотр, печать организации. Относительно вопроса о возмещении материального вреда. Прежде всего, нужно понять, какой вред вам был причинен. Если вы постоянно получали счета на оплату международных разговоров и вы их оплачивали, то это действительно материальный ущерб. Вам нужно написать заявление в организацию, которая предоставляет вам услуги связи. Изложите всю ситуацию, приложите составленный акт, копии всех оплаченных квитанций и потребуйте аннулировать все счета. Если узел связи откажется вернуть заплаченные вами деньги или не аннулирует счета, нужно будет обращаться в суд. Для возмещения морального вреда тоже нужно обращаться только в суд.
Елена Лазебная, юрист журнала СПРОС (www.spros.ru)