Советский ас Алексей Хлобыстов и его американский 'напарник'.СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В начале 90-х годов прошлого века был снят гриф секретности с материалов прослушивания домашнего телефона опального маршала Жукова. В разговоре, датированном 1963-м годом, Георгий Константинович в сердцах произнес: 'Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали. Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии'. Между тем в советской историографии помощь наших союзников по антигитлеровской коалиции не только всячески принижалась, но и сопровождалась массой самых нелепых мифов и заблуждений, от которых рано или поздно нам придется избавляться.
ДЕНЬ 7 НОЯБРЯ Большинство россиян до сих пор искренне убеждены в том, что англо-американские поставки оружия, техники и продовольствия в нашу страну носили исключительно коммерческий характер. То есть, мало того что наш народ вынес основное бремя борьбы с фашизмом, ему и после Победы в течение нескольких лет пришлось напрягать жилы для выплаты долгов бывшим союзникам. Однако дело обстоит не совсем так: с долгами за поставки времен Второй мировой войны мы не расплатились до сих пор! На последних переговорах по этой проблеме, состоявшихся 12 лет назад, сроком окончательного погашения нашей задолженности в 674 миллиона долларов установлен 2030 год. Тем не менее основная масса оружия и товаров была поставлена нам в военные годы на безвозмездной основе. Дело в том, что еще 11 марта 1941 года (то есть за 3 месяца до нападения Германии на СССР и за 9 месяцев до вступления Америки в войну) в США был принят закон о ленд-лизе. Не вдаваясь в юридические тонкости, скажем, что этот закон позволял президенту США давать другим странам в долг не только деньги, но и технику, военную и гражданскую, а также иные материалы (читай - продовольствие). Имущество, утраченное или использованное во время войны, оплате не подлежало. А то, что оставалось после войны и было пригодно для гражданских целей, - полагалось оплатить в рассрочку либо вернуть в натуре. Поскольку мы возвратили американцам лишь сохранившиеся на 2 сентября 1945 года морские суда, а паровозы, автомобили, тракторы, электростанции, станки отдавать не стали, то образовалась задолженность примерно в миллиард долларов. Оставшуюся часть этого долга мы, россияне, и будем выплачивать на протяжении еще 28 лет. Другое распространенное заблуждение состоит в том, что поставки по такой схеме якобы шли только в СССР и только из США. В действительности, две трети из 46 миллиардов долларов американцы потратили на ленд-лиз для Британской Империи (Австралия, Египет, Индия, Канада, Новая Зеландия), тогда как на долю СССР пришлось только 11,3 миллиарда. Остальные 4 миллиарда получили Греция, Китай, Франция и ряд других стран. Но помимо США оружие, технику и продовольствие по ленд-лизу нам поставляла Британия - всего на 1,06 миллиарда долларов (напомним, что по покупательной способности каждый доллар 1942 года эквивалентен минимум десяти современным). Следует отметить, что нападение Германии на СССР вовсе не означало автоматического подключения нашей страны к программе ленд-лиза. Согласно закону, помощь могла начаться только с того момента, когда американский президент признавал оборону той или иной страны 'жизненно важной для безопасности США'. В первые месяцы Великой Отечественной войны в Вашингтоне господствовало убеждение в том, что помощь СССР окажется абсолютно бесполезной и вообще может вскоре попасть к немцам (как это случилось с поставками в Грецию и Францию). Так, летом 41-го военно-морской министр США Нокс заключил пари, что к сентябрю немцы захватят Ленинград и Москву. Но, несмотря на такие пессимистичные прогнозы своего ближайшего окружения, президент Франклин Рузвельт признал оборону СССР жизненно важной для США. Это произошло 7 ноября - спустя несколько часов после военного парада на Красной площади в осажденной Москве по случаю 24-й годовщины Октябрьской Революции.
МНОГО ИЛИ МАЛО? Первая попытка оценить англо-американскую помощь по ленд-лизу была сделана в книге, написанной председателем Госплана СССР И. А. Вознесенским в 1948 году. Он высчитал, что удельный вес зарубежных поставок к объему промышленного производства Советского Союза составлял лишь около 4-х процентов. Именно эта цифра попала в различные отечественные справочные издания и до сих пор гуляет в многочисленных публикациях, посвященных ленд-лизу. Между тем она совершенно не отражает реального положения вещей и вот почему. Во-первых, наша статистика не является достоверной из-за многократного учета произведенной продукции (например, стоимость одной и той же автопокрышки учитывалась в продукции минимум трех предприятий: нефтехимкомбината, колесного цеха и автосборочного завода). Во-вторых, сопоставив запасы имевшегося в СССР сырья и оборудования, зарубежные военные историки пришли к выводу: советские данные о количестве произведенных за годы войны танков и самолетов завышены минимум в полтора раза! И в-третьих, для расчета удельного веса иностранной помощи применялось совершенно нереальное соотношение рубля и доллара. Все это было сделано умышленно - для доказательства превосходства социалистической экономики над капиталистической. А поскольку с 1946 года бывшие союзники превратились в противников по 'холодной войне', истинные масштабы поставок в нашу страну не афишировались и на Западе, чтобы избежать обвинений в усилении советской военной мощи. Все это привело к тому, что в течение полувека по обе стороны океана тема ленд-лиза являлась не столько объектом исследований, сколько инструментом политических спекуляций. Если же говорить только об официально признанной доле ленд-лизовской техники, имевшейся в СССР, то она составит: по самолетам - 15 %, по танкам и САУ - 16 %, по кораблям - 32 %, по автомобилям - 66 %. А ведь помимо всевозможной техники союзники поставили нам массу другой продукции: 150 тысяч автоматов, 300 тысяч тонн пороха и взрывчатки, 540 тысяч тонн рельсов, почти 3 миллиона тонн высокооктанового бензина, более 4 миллионов тонн продовольствия и т.д. К тому же почти все продукты поступали к нам в обезвоженном виде (сухое молоко, яичный порошок и иные концентраты), то есть, чтобы оценить объемы продовольственных поставок, эту цифру необходимо умножить еще в несколько раз. Очень важно и то, что на полную мощность продуктовые поставки для СССР развернулись в 1942 году, когда были потеряны основные продовольственные регионы страны - Украина, Кубань и большая часть Центрально-Черноземного района.
ЛОЖКА ДЕГТЯ Сопоставляя количество иностранной и отечественной техники на службе у Красной Армии, большинство советских исследователей совершенно не учитывали качественные показатели. Это значит, что американский грузовик 'Студебеккер' уравнивался с нашим 'ЗиС-5', хотя последний в несколько раз уступал 'американцу' по мощности и грузоподъемности, не говоря уже о том, что в кабине военной модификации 'ЗиС-5' была всего одна дверца и столько же фар. А как оценить значение предоставленных нам по ленд-лизу изделий, которые в СССР в то время не производились вообще - бронетранспортеров, джипов, радаров и т.п.? В то же время некоторые изделия наших союзников были хуже современных советских. Особенно много нареканий вызывал танк 'Генерал Грант', который наши бойцы прозвали 'братской могилой для семи человек'. Однако не стоит забывать и о том, что в начале войны Красной Армии приходилось использовать довоенную советскую технику, которая была еще хуже упомянутой ленд-лизовской. Известно, что на 1 декабря 1941 года в распоряжении Красной Армии на фронте от Баренцева до Черного моря остался всего 1 731 танк из 23 106 машин, имевшихся к началу войны. А потому даже 930 единиц бронетехники, поставленных союзниками до конца первого военного года, сыграли неоценимую роль в контрнаступлении под Москвой. Когда же речь заходит о советских воздушных асах, в США с удовольствием вспоминают два факта: Александр Покрышкин сбил на американской 'Аэрокобре' 48 из 59 уничтоженных им самолетов. А другой известный герой - Алексей Хлобыстов прославился тем, что в одном бою совершил целых два воздушных тарана и, уничтожив пару 'Мессершмиттов', благополучно посадил американский 'Китихоук' на аэродром. Между тем почему-то никто за океаном не пишет о том, что партию таких истребителей (они несколько раз были показаны в фильме 'Пирл-Харбор'), поступивших в СССР в 1942 году, наши летчики называли 'чудом безмоторной авиации'. А в одном из авиаполков Северного флота, которым командовал Борис Сафонов, из-за отказов двигателей постоянно простаивало до двух третей таких машин! И все равно сафоновцы летали на этой технике, охраняя идущие в Мурманск англо-американские морские караваны. Дважды герой Советского Союза подполковник Сафонов имел на своем счету 25 сбитых фашистских самолетов, но погиб в мае 1942 года, сопровождая союзнический караван PQ-16. И если бы не внезапная остановка двигателя его машины над Баренцевым морем, то, возможно, рекорд Кожедуба и Покрышкина в шесть десятков воздушных побед мог быть достигнут задолго до конца войны...