фотоБезусловно, такой подход предполагает субъективный отбор и личностную оценку конкретных событий, что может быть поставлено нам в вину любым несогласным. Однако, соглашаясь с древними в том, что о вкусах не спорят, мы в то же время придерживаемся идеи, что вкусы аргументируют и пропагандируют.
Литература (светлое пятно на темном фоне) О том, что в Удмуртии водится достаточно большое количество людей, претендующих на статус писателей, за весь год общественность республики вспомнила лишь в три августовских дня, когда в Ижевске проходил VII Международный конгресс финно-угорских писателей. Не было опубликовано ни одной повести, ни одного стихотворения местных авторов, получивших хотя бы какой-то резонанс за пределами официальной профессионально-литературной тусовки. Единственным светлым пятном на этом фоне выглядит сборник сказок ижевской журналистки и барда Ольги Арматынской 'Половинный человек', опубликованный в августе московским издательством 'Колобок и два жирафа' четырехтысячным тиражом. Остается только выразить надежду, что на этом успехи г-жи Арматынской в издательском продвижении не закончатся и что в будущем широкая публика сможет ознакомиться с ее творчеством не только как детского писателя, но и как талантливого, тонкого поэта.
Изобразительное искусство (смена формаций) В 2002 году развитие изобразительного искусства Удмуртии было отмечено противоположными тенденциями. С одной стороны, успешно продолжился процесс загнивания Союза художников УР, апогеем чего стала Осенняя выставка в Выставочном зале СХ. В этом лишенном даже малейшей попытки на концептуальность скопище тусклых натюрмортов и пейзажей отсутствие у нынешнего руководства союза новаторского духа проявилось особенно наглядно. Может, 'реализм' от Ёлкина и К0( выглядел бы не столь серым, если бы попытался быть социально критичным. Однако, видимо, на нынешнем этапе конформизм предполагает, прежде всего, безыдейность. С другой стороны, вне рамок союза (если только не вопреки ему) в изобразительном искусстве Удмуртии продолжает набирать вес такое движение, как удмуртский этнофутуризм, в рамках которого, кстати, успешно работают авторы не только удмуртской национальности. Помимо очередного Международного фестиваля ('Идна'), проведенного на базе МВЦ 'Галерея', важной вехой в развитии местного этнофутуризма в этом году следует считать издание каталога всех этнофутуристских выставок и фестивалей, прошедших в республике начиная с 90-х. Что особенно внушает оптимизм, так это выставки работ студентов отделения декоративно-прикладного искусства факультета искусств УдГУ в университетском Музее искусств и салоне багетной мастерской 'Ван Гог'. Несмотря на то что все представленные работы выполнены в рамках учебных заданий, уровень большинства из них уже сегодня очень приличен. Из многочисленных выставок - местных и 'привозных' - в этом году наибольший успех выпал, пожалуй, на 'Митьков' (МВЦ 'Галерея'), чьи тельняшки и личное обаяние произвели на местную публику не меньшее впечатление, чем картины.
Архитектура (преступление без наказания) Весьма 'знаковой' следует считать так называемую реконструкцию блока 'Г' в президентский дворец, благодаря которой шедевр классицизма XIX века - одноэтажное здание 'Арсенала' - не только оказался навсегда лишен одной из наиболее выгодных и важных точек своего обозрения, но и чисто визуально приобрел имидж подсобной пристройки к трехэтажному 'новоделу' с куполом. Этот факт показывает, что в республике отсутствует влиятельная культурная элита, которая могла бы воспротивиться очередному эстетическому преступлению со стороны малокультурной власти.
Кинопрокат (раздел сфер влияния) Показ киноверсии 'Властелина колец' в Ижевске, несмотря на понятный ажиотаж, тем не менее, не имел серьезных последствий для духовной жизни Удмуртии. Обсуждение фильма не вылилось ни в какие-либо творческие проекты, ни в мощный взрыв толкинизма. Жесткая конкуренция со стороны кинотеатра 'Ижсталь' - монопольного (до недавнего времени) обладателя системы DOLBY-звука, оккупировавшего прокат всех самых кассовых голливудских блокбастеров (кроме 'Властелина'), - заставил кинотеатр 'Россия' обратиться к демонстрации наиболее крупных отечественных кинопроектов - 'Звезда', 'Война', 'Кукушка'. В то же время, пребывающий в состоянии безнадежной маргинальности кинотеатр 'Дружба', видимо, уже от полной безысходности включил в свой репертуар радикально постмодернистские (но без претензий на суперинтеллектуальность) фильмы - российско-американский 'Гладиатрикс' (со звездами 'Плейбоя' в главной роли и Чичериной на втором плане) и отечественный 'кибербоевик' 'Иван-дурак'. Которые, впрочем, к сожалению, так и не нашли в Ижевске своего зрителя. Элитарное киноискусство в 2002 г., как обычно, пропагандировалось, прежде всего, энтузиастами из Ижевского киноклуба. Парадоксально, но зрительный зал при этом успешно заполнялся - в основном молодежью. Настоящий фурор произвел прошедший в марте в кинотеатре 'Октябрь' фестиваль немецкого кино, одним из организаторов которого, кроме киноклуба и др., стал немецкий культурный центр им. Гете (Москва). Подлинной фишкой фестиваля стал показ шедевра немого кино, древнего фильма ужасов 'Носферату' (реж. Ф.В. Мурнау), озвученный ижевской электронной группой 'EED orchestra'.
Contemporary art (от 'Археоптерикса' к 'Единой России') Блеск и нищету так называемого 'актуального искусства' (contemporary art) демонстрировали ижевчанам в 2002 г. главным образом 'варяги' - московский, нижегородский и екатеринбургский филиалы Государственного центра современного искусства, проводившие в течение года на базе МВЦ 'Галерея' ('Грани', 'Полиэкран) и Республиканского музея изобразительных искусств ('Агитация за искусство' и др.) выставки, показы видео-арта, семинары и мастер-классы. Самостоятельные проекты местных концептуалистов из группы 'Археоптерикс' не получили сколько-нибудь широкого резонанса (в отличие от прошлогодней 'Упаковки'). Правда, скандальный Макс Веревкин имел определенный успех за пределами республики: в Берлине за свой заснятый на пленку перформанс 'Горящий Прометей' (бегание по сугробам в голом виде с горящим валенком на голове) он удостоился лестного прозвища 'русский Бойс', а в Перми одно из первых мест получила его скульптура 'Железный дровосек'. Впрочем, сильную конкуренцию 'Археоптериксу' в республике составили депутаты из фракции 'Единство' во главе с Виктором Хорошавцевым, выпустившие 31 мая в честь трехлетия своей деятельности в Ижевский пруд молодых карпов с бирками, на которых были выгравированы название фракции и номера избирательных округов, в которых они одержали победу. С точки зрения 'актуального искусства' все было сделано очень грамотно, включая концептуальное оформление (постмодернистскую отсылку к япон-ской традиции).
Музыка (разочарование в Кармен) В музыкальной жизни республики завершилось оформление весьма перспективной оппозиции: весна - фестиваль им. П.И. Чайковского; декабрь - фестиваль электронной музыки. Правда, ни очередной фестиваль в честь великого земляка, ни Второй Международный фестиваль электронной музыки не принесли сколько-нибудь значительных откровений, хотя в основном и удовлетворили духовные потребности собственных 'тусовок'. В 2002 году Государственному театру оперы и балета не удалось повторить свой предыдущий подвиг: амбициозная постановка оперы 'Кармен', премьера которой пришлась на весну, явно уступила главному проекту 2001 года - 'Пиковой даме'. Приговор специалистов: вокальная составляющая - вполне приличный уровень; драматургическое решение - посредственно; сценография (декорация, костюмы) - просто ужасно.
Другое (одной строкой) Мода: очередное Fashion show, на котором местные модельеры представили свои достижения, еще раз напомнило, что Ижевск - не Париж, и даже не Москва. Гастроли 'звезд': главное событие - первый приезд в Ижевск Земфиры. Театр: ни одной новой местной постановки, достойной упоминания. Стиль жизни: выход в свет первого номера ижевского мужского журнала 'Манго' (впрочем, реклама там пока превалирует над собственно мужским началом). Религия: блестящие лекции известного московского богослова, дьякона Андрея Кураева, доказавшего ижевским православным, что глобализация - это еще не приход Антихриста; а также митинг местных мусульман против запрета женщинам фотографироваться для документов без платков.