Не ходил бы ты, Ванек, в депутаты!..
Нынешней весной, и даже уже зимой, многим из нынешних депутатов Госсовета Удмуртии вновь предстоит пройти через ужасы черного пиара, дабы сохранить свои мандаты в неприкосновенности. Конечно, не всем суждено еще раз попасть в большую удмуртскую политику, а некоторые народные избранники лишатся мандата по собственному желанию. Имена желающих самоустраниться пока не известны, но глава комиссии ГС УР по госстроительству Жанна Дворцова в их число точно не входит. О своей решимости идти на выборы депутат заявила на пресс-конференции 9 января. Правда, сказано это было почему-то в такой тональности, будто Жанну Витальевну спросили о какой-то непристойности.

В прошедшем году с подачи комиссии Дворцовой и под давлением прокуратуры удмуртский парламент внес изменения в удмуртское законодательство, благодаря чему согласование с президентом республики кандидатур руководителей территориальных федеральных структур, в частности министра внутренних дел, стало чисто формальной процедурой. Был узаконен флаг Удмуртии, герб и - после некоторых трений - текст гимна на двух языках. Особая сфера внимания комиссии Жанны Дворцовой - избирательное право. Конечно, таких глобальных задач, как двухлетней давности законотворческая операция по введению в Удмуртии поста президента, в 2002 году перед комиссией не стояло. Ярких моментов было как минимум два: вариант выборов по партийным спискам не прошел, как ни хотели того местные отделения СПС и КПРФ. Соответственно, и выборы в Госсовет УР не были перенесены на декабрь 2003 года, что позволило бы совместить их по требованию все тех же правых и левых сил с выборами в Госдуму РФ. Пожалуй, стоит еще отметить подготовленный при участии комиссии по госстроительству провал законопроекта Владимира Забильского о референдуме по отмене должности президента Удмуртии: на последней в 2002 году сессии парламента было поддержано мнение комиссии, признавшей выносимые на референдум вопросы незаконными. В результате приведения удмуртского выборного законодательства в соответствие с федеральным избирательная кампания в Госсовет УР пройдет по новым правилам. К примеру, агитацию (кроме информации в СМИ) кандидат может начинать сразу же после уведомления Избиркома о желании баллотироваться. А уведомлять можно уже с 20 января. До этого, напомним, претенденту нужно было сначала собрать подписи, после проверки которых он официально становился кандидатом и получал законное право продвигать свой образ в подсознание электората всеми подручными средствами - в том числе печатными и непечатными, то есть электронными. Разграничены теперь понятия 'агитация' и 'информация' о кандидате, что по идее должно прекратить практику подачи предвыборного пиара под видом новостных сюжетов. Агитацию теперь можно вести и в день выборов: но агитацию не за кандидата, а за выборы - для увеличения явки. Избирательный фонд кандидата на выборах 1999 года составлял 10 тысяч рублей. По мнению Жанны Дворцовой, уложиться в эти средства невозможно, поэтому лимит вырастет до 100 тысяч. По некоторым данным, новая сумма составляет только 10 процентов от затрат кандидата, имеющего реальный шанс на победу.
Дмитрий КНЯЗЕВ

СМИшной праздник. 300 лет российской прессе
В минувший вторник в Доме правительства прошла пресс-конференция министра печати и информации Сергея Васильева. Она была посвящена выпавшему на предыдущий день 300-летию российской прессы.

Вот что он сообщил собравшимся журналистам. Всего в республике зарегистрировано 407 средств массовой информации, из них 284 - это печатные издания (236 газет). В ведении самого министерства находятся 5 республиканских газет, 5 журналов (всего 48 изданий). Лидерами суммарного разового тиража среди республиканских газет традиционно являются 'Известия УР', а среди национальных - 'Удмурт дунне'. А суммарный тираж всех государственных и муниципальных газет - 23 млн экземпляров. В последние годы неуклонно растет число подписчиков на районные и городские газеты. Чиновники полагают, что это происходит за счет творческого совершенствования изданий. Но журналисты в районах, считает министр, 'варятся в собственном соку'. Кроме газет, на республику вещают 51 теле - и 65 радиокомпаний. Но само министерство курирует только одну из них. Зато у Минпечати есть две типографии - Ижевская республиканская и полиграфкомбинат, на котором установлена офсетная машина HAMADA 252H. Серьезной проблемой министр считает катастрофическое уменьшение количества радиоточек в Удмуртии. Если в 1997 году их было около 400 тысяч, то в минувшем году осталось 229 тысяч. Загрузка типографских мощностей недостаточна, поэтому они вынуждены искать заказы за пределами края - в Омске, Новосибирске. Как выяснилось, даже предстоящая предвыборная кампания не сможет обеспечить достойную нагрузку для офсетных машин - для рентабельности пришлось бы печатать агитационные материалы для всех кандидатов в депутаты не только Удмуртии, но и соседних регионов.
Евгений КРЫЛОВ

Наши в Кремле
Школьники из Удмуртии, принявшие участие в Кремлевской елке-2003, поделились впечатлениями от поездки с Александром Кобзевым, главным федеральным инспектором по Удмуртской Республике.

ГФИ, как представитель Владимира Путина, главного организатора праздника, пережил в связи с этим несколько приятных минут. Ребята охотно делились впечатлениями, также активно и почти по-взрослому благодарили организаторов и спонсоров. Понравилось им все: и сама елка, и Людмила Путина, и поход в московский дельфинарий, и экскурсия по Москве. Единственное, о чем пожалели делегаты, - нехватка времени, два дня в столице пролетели как одно мгновенье, а так хотелось просто погулять по праздничной Москве. Делегация из Удмуртии была довольно представительной: 44 ребенка и 11 взрослых-сопровождающих. Поехали, как говорится, самые-самые. Правда, сухие 'протокольные' данные представления о ребятах не дадут. Однако судите сами. Среди избранных было два воспитанника детского дома, два ребенка, потерявших в чеченской войне отцов, десять детишек из малообеспеченных семей (что не мешает им прекрасно учиться), поехали девять победителей творческих конкурсов, восемь отличников учебы, пять выдающихся спортсменов, восемь победителей предметных олимпиад. На встрече с ГФИ чествовали и спонсоров, благодаря которым поездка стала возможной. Среди них - 'Продторг', удмуртский филиал 'Россельхозбанка', 'С-Банк', 'Удмурт-энерго', удмуртское отделение 'Сбербанка'. Сумму, в которую вылилось путешествие, журналистам не выдали, мол, не в деньгах счастье. Однако точно известно, что со стороны руководства республики не было выделено ни копейки. Кстати, папки с благодарственными письмами спонсорам помогли купить сами же спонсоры. Александр Кобзев, со своей стороны, пообещал, что сделает все возможное, чтобы поездки одаренных детей из Удмуртии стали хорошей традицией. Впрочем, эта поездка на Кремлевскую елку в истории республики не первая. Наши дети посещали новогодние празднества в Кремле и в минувшем году. Однако прошлогодний визит был скорее частным, поэтому состав и величина группы никем и нигде не афишировались.
Евгения ФЕДОРОВА

По ком звонит телефон
Удмуртский филиал компании 'ВолгаИнформ', больше известный в народе как 'УдмуртТелеком', обратился к общественности с официальным заявлением: введение повременной оплаты за телефонные переговоры на территории города Ижевска откладывается на неопределенный срок.

Впрочем, радоваться ижевчанам еще рано. Эта передышка продлится не более 4-5 месяцев, и существенных изменений в тарифах или условиях новой системы руководство филиала не обещает. Хотя и не отказывается идти на диалог. Напомним, основная претензия, предъявленная компании 'Телеком' со стороны администрации Ижевска, городской Думы и различных общественных организаций, была в ущемлении прав социально незащищенных граждан, пенсионеров и инвалидов, для которых телефон является порой единственным средством общения. По мнению протестующих, список из 97 бесплатных телефонных номеров далеко не исчерпывает всех, кто в этом нуждается. Руководство компании обещало рассмотреть дополнительные предложения администрации, но сильно расширить список, скорее всего, не удастся, впрочем, как и вовсе избежать 'повременки'. Так что выигранное время - лишь краткая отсрочка. А вот жители других городов и районов республики пока могут быть совершенно спокойны: введение повременной оплаты за телефон не грозит им еще в течение нескольких лет. Причина - отсутствие необходимой технической базы. Но переоснащение районных телефонных станций тоже произойдет - в ближайшие десять лет.
Евгения ФЕДОРОВА

Госзаказ на лояльность
По сообщению сайта официального представительства УР, в эти дни в республике проходят 'круглые столы' с участием представителей общественных организаций, министерств, администрации президента и правительства, на которых обсуждается проект закона 'О взаимодействии органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями (НКО)'. Это не первая попытка властей Удмуртии сблизиться с народом посредством контактов с отдельными его представителями, но на этот раз дело, похоже, дойдет до оформления законных отношений.

Какой из сторон понадобилось вступать во взаимодействие с другой, сомнений не вызывает. Стоит только взглянуть на список членов рабочей группы, готовившей законопроект, подавляющее большинство которых - люди, так или иначе связанные с властью. В результате, под руководством начальника правового управления администрации президента и правительства Константина Глухова был разработан своеобразный 'брачный контракт', в котором низам предлагается не просто прикоснуться к рулю, а делать это на материальной основе. Безусловно, самым привлекательным местом проекта, тем более в наше меркантильное время, является статья о грантах. Грант - безвозмездная материальная помощь, предоставляемая на конкурсной основе. С помощью раздачи грантов правительство намерено снять с себя часть полномочий по исполнению целевых программ социальной направленности, передав их кучкующейся по интересам общественности. За бюджетное довольствие НКО должны будут побороться: законом регламентируется создание конкурсной комиссии для оценки представленных проектов. Но поскольку проведение тендеров на заказы для государственных нужд еще не стало у нас всеобъемлющей практикой, а те, что проводятся, вызывают много нареканий, то аналогичная ситуация, вполне возможно, сложится и с процедурой присуждения грантов. Речь идет, по сути, о госзаказе, и конкурс в этих условиях может оказаться просто формальным прикрытием для 'прикорма' проправительственных организаций. Не секрет, что 'третий сектор', как часто называют НКО, в Удмуртии поделен на тех, кто любит власть (и эта любовь небезответна), и тех, кто на выборах главы республики подтвердил свою политическую неблагонадежность. Другой вариант - с привлечением в орбиту государственных дел, помимо старых знакомых, перспективных новичков - тоже несовершенен, так как в ориентации работающих над исполнением 'госзаказа' НКО в период выборов можно не сомневаться. В такие периоды, как показали выборы первого президента Удмуртии, количество общественных организаций, которые агитируют за действующую власть, резко возрастает, а по их окончании - так же резко падает. Иными словами, власти нужен целый 'гарем' НКО, и чем больше, тем лучше, но этот 'брак' изначально фиктивный.
Дмитрий КНЯЗЕВ