Ради П. Ёлкина Н. Витрук готов на все.Напомню, что Николай Витрук 'прославился' в нашей республике после того, как в 1999 году он единственный из 12 членов Конституционного суда РФ встал на защиту закона о госорганах, направленного на фактическую ликвидацию городского самоуправления в Удмуртии. Кстати, именно после тех событий профессор права Витрук стал известен и как активный приобретатель произведений удмуртских художников (сегодня его коллекция насчитывает около пятисот картин местных авторов).
'Гений' по приговору По мнению Витрука, прозвучавшая на страницах 'Д' (номера 76-78, 2002г.) критика политики нынешнего руководства Союза художников УР несправедлива. 'Если П. Ёлкин обратится в суд с исковым заявлением о защите своего достоинства, профессиональной репутации и чести, то я готов выступить на его стороне в качестве свидетеля', - пишет московский юрист. Звучит почти как угроза. Вот только о чем собирается свидетельствовать уважаемый оппонент? Все приведенные в статьях 'Д' данные опираются на показания целого круга лиц (в том числе и членов союза), являющихся очевидцами и участниками описываемых событий. Причем, выясняя вопрос об экономическом положении союза, я специально встречался с директором Художественного фонда СХ УР В. Журавлевым, чтобы учесть аргументы 'ёлкинской' стороны для составления максимально объективной картины. И не моя вина, что эти аргументы лишь укрепили мнение о вопиющей абсурдности экономического курса нынешних руководителей союза. 'Земляника' (Х.М., осенняя выставка СХ УР - 2002) - одна из последних работ заслуженного художника РФ, народного художника УР, лауреата Государственных премий, председателя Удмуртского отделения Союза художников РФ Петра Ёлкина.В статьях 'Д' содержались также оценки эстетического характера, касающиеся творчества Ёлкина и отстаиваемой им творческой программы. Может быть, г-н Ёлкин собирается доказывать в суде, что является крупным живописцем современности? Или утверждать, что его картина 'Анютины глазки', представленная на недавней Осенней выставке, - это шедевр? Вообще-то, подобные вопросы принято выяснять не в зале судебного заседания, а в дискуссиях - личных, в прессе, в специальной искусствоведческой литературе. Очевидно также, что истинный художник доказывает значимость своего искусства творчеством, а не кляузами. Представляю, как будет потешаться над Витруком и Ёлкиным все художественное сообщество Удмуртии, когда они будут доказывать талант Ёлкина в суде. Думается, что и юристам - коллегам Витрука - 'дело Ёлкина' доставит немало веселых минут. Кстати, то, что Ёлкин способен на такой вариант поведения, действительно, не исключено. Достаточно вспомнить анекдотическую историю с отбором работ на выставку, приуроченную к Всемирному конгрессу финно-угорских народов в 2000 году. Даже в изложении явно 'проёлкински' настроенного автора статьи 'Герои-скандалисты' в газете 'Герд' (? 4, 2000 г.) факты выглядят весьма красноречиво: 'Приехавшие для окончательного отбора картин представители Финляндии почему-то (и правда, почему? - А.К.) обошли Союз художников и лично его председателя П.В. Ёлкина... и выбрали работы, которые, по мнению многих художников республики (и далеко не только удмуртов), стыдно куда-то посылать и представлять от имени республики. Мало того, был нарушен и другой важнейший принцип отбора: большая часть авторов-'счастливчиков' отнюдь не являются представителями финно-угорских народов. Они явно заняли чужое место. И вполне понятно возмущение П.В. Ёлкина такой несправедливостью, которое он стал высказывать в официальных местах (курсив мой. - А.К.)'.
'Великий экономист' Отмечая в своей статье, что в рыночную эпоху перед Союзом художников УР встали серьезные материальные проблемы, Витрук делает вывод об оправданности сдачи в аренду коммерческим структурам помещений Художественного фонда и части площади Выставочного зала. Однако, во-первых, Витрук почему-то умалчивает об альтернативных вариантах экономического обеспечения деятельности союза, более соответствующих задачам Художественного фонда, которые, по свидетельству очевидцев, прямо саботируются Ёлкиным. Во-вторых, в своем рвении защитить Ёлкина, Витрук невольно сам отвешивает ему моральную оплеуху, говоря о том, что сдача площадей фонда в аренду нужна потому, что 'растут ставки за коммунальные и иные услуги, содержание и ремонт выставочного зала, поднимается плата за аренду мастерских'. Видимо, автор статьи в 'Удмуртской правде' не знает, что коммунальные услуги и арендную плату за мастерские члены союза вынуждены оплачивать из собственного кармана, а выставочный зал оформлен и содержится весьма примитивно. В-третьих, Витрук явно сознательно игнорирует приведенную в моей статье информацию о том, что прибыль, которая могла бы пойти на уставные цели союза от эксплуатации трехэтажного здания фонда 'по-ёлкински', практически приближается к нулю! Во всяком случае, так утверждает директор фонда В. Журавлев, поддерживаемый Ёлкиным. Проверить, так ли это и куда на самом деле идут доходы, рядовые члены союза не могут, так как отчетных собраний не было уже более двух лет, а на официальный запрос, поданный на имя Ёлкина, художники не могут получить ответ уже три (!) месяца, что является грубым нарушением Устава.
Витрук как фальсификатор Пытаясь опровергнуть прозвучавшую на страницах 'Д' критику, г-н Витрук в своей статье вынужден прибегнуть к подтасовкам и даже прямой лжи. Так, в частности, он пишет: 'Никто не дал им право вести агрессивное наступление на реализм в искусстве'... объявлять его 'профессиональным невежеством и мертвечиной', говорить о его глубокой моральной деградации'. Но никакого 'наступления на реализм' в моих публикациях не было! В своих рецензиях я только напомнил 'ёлкиным', что, во-первых, реализм - не единственное заслуживающее внимания направление в искусстве; и что, во-вторых, он не сводится лишь к пейзажам, натюрмортам и портретам высокого начальства. Более того, в двух статьях я даже выражал сожаление, что наши художники-реалисты во главе с Ёлкиным не поднимают сегодня в своих произведениях актуальные социальные проблемы. Тем самым они явно предают забвению высокие принципы русских художников-передвижников XIX века. Не соответствует действительности и утверждение Витрука, что задачей моих публикаций является 'огульное очернение творчества национального художника'. Творчество 'национального художника Ёлкина' меня на самом деле очень мало волнует, и я его в своих статьях касаюсь лишь постольку поскольку. А беспокоит меня то, что 'ёлкины' объективно тормозят художественный процесс в Удмуртии, и то, что по творчеству 'ёлкиных' за пределами республики во многом судят обо всем ее изобразительном искусстве. Неправду пишет Витрук и тогда, когда приписывает мне 'кощунственное', как он говорит, 'утверждение о том, что художник Л. Прозоров покончил с собой 'от отчаяния и нужды', с намеком на вину в этом П.В. Ёлкина'. К сведению Витрука, я никогда не упоминал о печальной истории Л. Прозорова, и почему Витрук вспомнил этот эпизод в связи с моими публикациями - остается только гадать. Автор статьи в 'УП' соглашается с тем, что 'общественность может предъявлять известные претензии как к тематике, так и к художественному уровню творчества удмуртских художников'. Но почему-то, когда такого рода претензии были предъявлены его другу Ёлкину, Витруку это не понравилось. При этом мой оппонент ставит мне в вину, что я являюсь профессиональным историком, а не 'специалистом-искусствоведом'. Самое забавное, что это пишет московский юрист, ставший автором монографического очерка 'С. Есенин и удмуртские художники'. Кстати, об уровне художественного вкуса самого Витрука можно судить хотя бы по портрету, написанному для него Петром Ёлкиным. Представьте себе портрет г-на Витрука, изображенного почти в полный рост в судейской мантии и шапочке на фоне черного неба, прорезываемого вспышками молний... В этом шедевре китча столько грубой лести, что, если ничего не знать о творческих и человеческих принципах Ёлкина, можно даже подумать, что это злая пародия.