Макс Веревкин и Анфим Ханыков как служители самовара и 'актуального искусства'.После некоторых сомнений, стоит ли, выходя на лед пруда, рисковать здоровьем ради концептуального искусства местного 'розлива', мы с фотографом Александром Горбуновым все-таки решили, что искусство требует жертв. Тем более что в глубине души теплилась надежда, что фраза '...в центре Ижевского пруда...' есть лишь художественная гипербола - результат свойственной артистическим натурам склонности к преувеличению. Однако когда наша маленькая экспедиция буквально скатилась по заснеженному склону от 'лыж Кулаковой' на набережную, вид ослепительно белой равнины, на которой палатка концептуалистов выглядела маленькой черной точкой, развеял наши надежды. Вернуться обратно к трамваю по утонувшим под слоем снега ступеням не было никакой возможности. И понимание того, что отступать уже поздно, заставило нас продолжить свой путь. Когда через полчаса, утопая по колено в снегу, мы подходили к палатке, выражение наших лиц было, видимо, столь красноречивым, что стайка художников-концептуалистов поняла наше настроение без слов. Немедленно была откупорена бутылка 'огненной воды'. Кроме заявленных в пресс-релизе авторов акции, возле палатки находились, в частности, лидер нашумевшего в прошлом году проекта 'Упаковка' Анфим Ханыков, а также 'горящий Прометей' Макс Веревкин (он же 'русский Бойс', он же 'человек-обезьяна' и пр.). Против наших опасений, Макс на этот раз не был обнажен (как это обычно характерно для его личных перформансов), а был одет в длинный морской бушлат, что на концептуальном уровне гармонировало с темой пруда. Другими свидетелями реинкарнации 'Артпромхолла' должны были стать кипящий самовар и собачка по кличке Чехов, выпрашивавшая у присутствующих кусочки пирожков. В соответствии с логикой 'актуального искусства' (уделяющего большее внимание проблемам соотношения текста и контекста, означаемого и означающего) можно было предположить, что в контексте заснеженных льдов, палатки и прочей 'полярной' атмосферы Чехов выполняет смыслообразующую функцию лайки. Тем временем выползшая из палатки Елена Казанцева объявила, что экспонаты к обозрению готовы. Но внедряться в палатку разрешается лишь по одному, что объясняется как ее (палатки) размерами, так и авторским замыслом. Момент созерцания.Вызвавшись быть первым из добровольцев, я проник внутрь, улегся на пол и стал рассматривать прикрепленные к полотну стенок палатки рисунки Елены Казанцевой, изображающие Романа Постникова в голом виде. Несколько шокированный откровенностью ракурсов, я все-таки смог оценить остроумность замысла. Действительно - выставленные где-нибудь в более цивилизованной обстановке эти эскизы могли бы показаться скромному взгляду даже вульгарными. Но здесь, в полумраке почти первобытной обстановки, под завывания ветра за тонкими стенками палатки, в изображениях обнаженной телесности художника Постникова почувствовалось даже что-то мистическое и наивно трогательное. И наш поход по утонувшему в сугробах льду Ижевского пруда предстал в новом свете.
Из досье 'Д'
Судьбы 'Артпромхолла'
Галерея 'Артпромхолл' была открыта в феврале 2001 года арт-группой 'Археоптерикс' и объединением 'Бронзовый век', после того как эта инициатива победила в конкурсе инновационных социокультурных проектов по борьбе с наркоманией и алкоголизмом, проведенном администрацией Октябрьского района Ижевска. За полгода работы галерея реализовала около 10 различных художественных проектов: международный сетевой проект 'Агитация за искусство', выставку международного сетевого сообщества ASCI-арт художников GaLza и ряд других. 'Артпромхолл' устраивал также музыкально-поэтические перформансы и видеопоказы. В сентябре 2001 г. в галерее состоялась презентация хип-хоп-оперы 'Ленин и печник', подготовленной специально для программы 'Культурная столица ПФО 2001 - Ульяновск'. Деятельность галереи позволила сформировать новую молодежную аудиторию актуального искусства (contemporary art) в Ижевске. Возникли и окрепли связи с Нижегород-ским и Екатеринбургским филиалами Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), московским представительством Гёте-Института. Все это создало предпосылки для интервенции Нижегородского ГЦСИ в Ижевск и для продвижения ижевской актуальной культуры на региональный уровень (кураторы галереи были координаторами программы 'Культурная столица ПФО' по Удмуртии в 2001 г.). Тогда же возникли совместные проекты с Нижегородским и Екатеринбургским ГЦСИ ('Агитация за искусство', 'Полиэкран'), Институтом Гёте (фестиваль немецкого кино весной 2002 г.). Однако, несмотря на все это, осенью 2001 года 'Арт-промхолл' был закрыт руководством клуба 'Мастер', на территории которого галерея размещалась. По причинам морально-бытового характера...