фотоПервые кафе 'Баскин Роббинс' появились в СССР в 1988 году. А сейчас на всем постсоветском пространстве действует или строится более ста фирменных кафе. Ижевск с 16 января входит в число 'счастливых обладателей' этого унифицированного 'чуда'. Разместился наш 'Баскин Роббинс' на месте известного всем ижевчанам магазина 'Ландыш' (царствие ему небесное! Что поделать, таковы законы экономики - выживает сильнейший). Открытие состоялось без какой бы то ни было помпы и официоза - просто открыли двери и стали обслуживать первых посетителей, отважившихся сесть за столики. Ажиотаж быстро спал, когда нахлынувшая было публика заглянула в прейскурант. Очевидно, многие надеялись на скидки в связи с презентацией. Увы! Цены колеблются в диапазоне от 35 до 200 рублей за порцию прохладного наслаждения. Фирменная особенность - каждый месяц набор из 32 сортов будет полностью меняться, что позволит дегустировать сорта в перманентном режиме. А в целом по России будет предложено свыше 150 сортов, хотя в мировых масштабах 'Баскин Роббинс' изготовляет около 2500 видов мороженого. Надо сказать, что 'Баскин Роббинс' пришел не на пустое место. На этом во всех отношениях 'центровом' 'пятачке' уже и сейчас есть добрая дюжина маленьких кафешек, в том числе и того же, детско-дамского, профиля, так что за посетителя новичку придется побороться. Однако уже сейчас ясно, что в качестве 'целевой группы' выбран нарождающийся средний класс. Что говорит, как минимум, о его (класса) наличии. Миленькое оформление, вкусный ассортимент и забавно смотрящиеся воздушные шары, прикрепленные к столикам, не отпугивают. А вежливость и спокойная улыбчивость сотрудников кафе даже располагают занять места среди полусотни жаждущих. Итак, сограждане, с приобретеньицем. Ижевский 'Баскин Роббинс' опередил не менее прыткого 'Макдональдса'. Опыт подсказывает, что не все 'глобальное' съедобно. Но - чтобы узнать вкус пудинга, надо его попробовать, как гласит английская поговорка.
Дмитрий ДЬЯКОВ

Тарифная лихорадка
С 1 февраля нам придется чаще ходить пешком, реже смотреть телевизор и пить чай.

Виною тому - рост тарифов на газ, электроэнергию и проезд в городском транспорте. Эти жизненно важные вопросы были рассмотрены Региональной энергетической комиссией 15 января. Так, в связи в увеличением Федеральной энергетической комиссией оптовой цены на природный газ для населения на 23% республиканская комиссия утвердила с 1 февраля 2003 года новые розничные цены на природный газ. Теперь 1 кубометр 'голубого топлива' будет стоить не 62, как раньше, а 76 копеек. Хочется верить, что это повышение не сильно ударит потребителя по карману: при норме потребления газа 8 кубометров на одного человека в месяц, увеличение платы составит 1 рубль 12 копеек на одного проживающего. С 1 января 2003 года Министерство экономического развития и торговли РФ на 29% повысило оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд, также выросли тарифы на электроэнергию и грузовые перевозки железнодорожным транспортом. Все эти факторы вынудили РЭК утвердить новые розничные цены на сжиженный баллонный газ для населения: вместо 6 рублей за 1 кг - 7 рублей 50 копеек. Цена на сжиженный газ из групповых резервуарных установок повышается с 4 до 5 рублей за килограмм. Утвердила РЭК и новые тарифы на электроэнергию для населения. Теперь за 1 кВт/час мы будем платить 86 копеек. Этот вопрос вызвал на заседании комиссии многочисленные споры, против повышения тарифов выступил зампредседателя федерации профсоюзов УР Виктор Еговкин. Однако, вопреки сопротивлению, новые тарифы были приняты. Это повышение - очередной этап преодоления перекрестного субсидирования населения предприятиями. Пока организации не совсем справедливо доплачивают за население порядка 450 млн рублей в год. Кроме того, совсем скоро поставщики электроэнергии выйдут на федеральный оптовый рынок (ФОРЭМ) и тогда населению будет предложен экономически обоснованный тариф. Сейчас он составляет 1 рубль 27 копеек, и можно заранее предположить, какую социальную напряженность он вызовет. С февраля повышается и проезд в городском автобусе. Теперь за одну поездку ижевчане будут платить 4 рубля. Что касается троллейбусов и трамваев, то решение о повышении платы за проезд в электротранспорте принимается Экспертным советом по тарифам администрации города. Вопрос был рассмотрен 16 января. Итог - билеты подорожали до 4 рублей. Цена проездных билетов вырастет на 10-15%.
Евгения ФЕДОРОВА

Мусорный ветер перемен
Похоже, в истории Ижевска началась новая эра борьбы с мусором. О своей стратегии журналистам рассказал новый директор МУП 'Спецавтохозяйство' Игорь Черноскутов.

Ижевчане уже, можно сказать, смирились с завалами отходов вокруг мусорных контейнеров. По 'доброй традиции' свалки радовали глаз особенно в нынешние новогодние праздники. Причина этого отнюдь не природного явления вполне банальна. При температуре ниже 25 градусов мусоровозы работать не могут, выходит из строя гидравлика подъемных механизмов. Поэтому город в тридцатиградусные морозы остался без уборки. Более или менее ликвидировать мусорные горы удалось лишь недели полторы назад. Для этого пришлось даже привлечь спецтехнику из других организаций. Игорь Черноскутов занял новый пост всего два с половиной месяца назад, но, несмотря на это, уже заявил, что выработал целую стратегию, как избавить город от мусора. Правда, на пути ее реализации возникли старые как мир трудности. Первая - колоссальный износ спецтехники. Из 69 единиц 53 (то есть практически 77 процентов) имеют нулевую остаточную стоимость. Другая проблема - состояние парка мусорных контейнеров. У 2896 из 3197, установленных в Ижевске (опять же 90 с лишним процентов!), закончился срок эксплуатации. Виноваты в этом нередко сами водители мусоровозов. Вместо того чтобы аккуратно поставить контейнер на землю, его швыряют с 1,5 -, а то и 2-метровой высоты. Так что через год контейнер выходит из строя. Впрочем, эту проблему решить можно. С 1 января 2003 года все мусорные контейнеры были переданы ГЖУ на баланс 'Спецавтохозяйства'. Теперь все бачки закреплены непосредственно за водителями и последним придется обходиться с ними более бережно. А еще в Ижевск едет первая партия новых мусорных контейнеров. 100 свеженьких мульд будет установлено в Октябрьском районе. Отличить от старых их будет очень просто - они выкрашены в красный, 'фирменный' для района, цвет. 20 бачков из этой партии - экспериментальные, с крышками, о которых так мечтал мэр. Одна крышка, побольше, будет предназначена для перегрузки мусора в 'жерло' машины, вторая, поменьше, - непосредственно для граждан. По словам Игоря Черноскутова, такие контейнеры станут критерием уровня культуры ижевчан. Сейчас они, ничуть не смущаясь, вываливают мусор рядом с контейнером. Возможно, на сознание граждан повлияет и новый бригадный метод уборки мусора. Его суть сводится к следующему: водитель мусоровоза будет работать 'в связке' с районным дворником, с которым будет заключен договор на уборку контейнерной площадки в течение дня. Закончились веселые дни и для частных предпринимателей, которые сейчас платят за вывоз мусора наряду с простыми гражданами, а мусора производят куда больше. Возможно, в скором времени договор аренды помещений с ГЖУ будет заключаться только при наличии прямого договора с САХом на вывоз ТБО. Соответственно, вырастет и тариф на вывоз мусора для частников. В планах директора МУП - желание извлечь из мусора максимальную выгоду, как во всех развитых странах. Для этого предстоит разработать новую систему сортировки мусора. Ныне действующий участок по переработке вторсырья на Нылгинском полигоне ТБО себя не оправдывает. Не исключено, что для выполнения этой престижной работы будут привлечены люди без определенного места жительства. Игорь Черноскутов также обещал непременно решить проблему вывоза мусора из частного сектора.
Евгения ФЕДОРОВА

Железные шефы
Ижевское отделение Горьковской железной дороги решило возобновить старую добрую традицию - шефскую помощь. Подшефными железнодорожников стал Сюмсинский район Удмуртии.

Этот объект для помощи был выбран не случайно - ГЖД уже помогала району в далекие советские времена. Так что жители деревень и сел до сих пор с благодарностью вспоминают о тех днях. Сейчас район переживает нелегкие времена, поэтому глава районной администрации решил обратиться за помощью к старым благодетелям. И те не отказали. Правда, живые деньги в район ГЖД вкладывать не будет. Помощь окажут в организации детского досуга, например, секций по настольному теннису в школах, подарят спортивное оборудование, найдут тренеров. Деревенские ребятишки смогут летом отдыхать в оздоровительных лагерях ГЖД. Для хозяйства района сотрудничество тоже будет не лишним. Железнодорожники берут на себя обязательство найти новые рынки сбыта для сельхозпродукции, предоставить новые рабочие места для селян. Специалисты ГЖД обследуют порядком обветшавшие инженерные коммуникации района и, по возможности, устранят неполадки. Будут приведены в порядок деревенские дороги. У ГЖД есть свой щебеночный карьер, так что стоить это будет недорого. Это лишь часть 'протокола о намерениях', возможно, к упомянутому прибавятся и другие мероприятия. Как сказал начальник Ижевского отделения ГЖД Александр Рябков, он надеется, что добрые дела железнодорожников заметят не только Президент и Правительство УР, но примут за образец для подражания руководители других предприятий республики.
Евгения ФЕДОРОВА