ФОТОНа всякий случай я позвонил в ЦСЭН. Заместитель главного врача Елена Горева подтвердила в разговоре со мной, что ее организация непричастна к расклеиванию листовок в Ижевске. 'Мы не занимаемся донесением информации до населения таким способом - только через СМИ', - сказала она. Возбудителей туберкулеза, по словам Горевой, в сигаретах не может быть в принципе. На этом общение с надзорным органом было исчерпано. Затем я связался по телефону с одной из фирм, торгующих 'Явой' и 'Кентом', - ЧП Бравичев. Мужчина, представившийся директором фирмы, заподозрил, что я из ЦСЭН, а на мою просьбу сообщить телефоны других фирм, куда бы я мог обратиться, ответил отказом. Наконец, я узнал от него, что точно такие же объявления, как в Ижевске, были расклеены 22 января в Набережных Челнах. 'Все это ерунда и мудохрень', - высказал он свое мнение относительно произошедших событий. В завершение нашего разговора господин директор посоветовал мне позвонить в компанию 'СНС-Ижевск', которая продвигает 'зараженные' марки сигарет на ижевский рынок.
***
Данное предприятие является региональным представителем компании СНС, которая, в свою очередь, имеет эксклюзивные отношения с транснациональной табачной корпорацией British American Tobacco (ВАТ). Каждый курильщик, даже не вникающий в латинский алфавит, хорошо знаком с продукцией ВАТ: в ее арсенале такие раскрученные имена, как Lucky Strike, Pall Mall, 555, Vogue. В 'СНС-Ижевск' акцию с объявлениями назвали 'дешевой и неквалифицированной'. Впрочем, было оперативно напечатано опровержение для распространения в торговых точках. По словам гендиректора 'СНС-Ижевск' Леонида Ерошенко, начиная с августа прошлого года продажи 'Явы' и 'Кента' рекордно росли. Не случайно данные марки считаются наиболее перспективными в стратегическом портфеле ВАТ-Russia. Главным образом, за счет их активного продвижения продажи 'батовских' сигарет на ижевском рынке увеличились за последние 5 месяцев более чем на 50 процентов. По оценкам российских экспертов, причем, самым скромным, 'Кент' и 'Ява' занимают сегодня соответственно 1 и 4,5 процента табачного рынка. Учитывая его насыщенность и многообразие, для одной отдельно взятой марки это значительный результат. Доля всей выпускаемой ВАТ продукции на рынке табачных изделий России выросла за 2002 год, по некоторым оценкам, с 13 до 20 процентов.
***
По своей структуре рынок табачных изделий сильно отличается от любого другого потребительского рынка, поэтому буйный рост ВАТ не мог не обострить и без того жесткую конкуренцию. Подавляющую часть производства и сбыта табака на всем российском пространстве контролируют всего пять игроков. Включая ВАТ, это такие транснациональные гиганты, как Philip Morris (PM), Japan Tobacco International (JTI), Gallaher - представленная в России компанией Liggett Ducat (LD), и германская Reemtsma. Количество дистрибьютеров крайне ограничено, что, вероятно, способствует поддержанию единой ценовой политики и, как следствие, позиций гигантов на рынке. Так, ВАТ, первоначально работавший с пятью представителями в России, летом 2001 года попрощался с двумя из них: решение объяснялось тем, что уволенные дистрибьютеры тормозили продвижение 'батовской' продукции в регионы. Последние пострадали, скорее всего, из-за самодеятельности оптовиков в плане установления наценки. Их, как и дистрибьютеров, немного, и они тоже встроены в корпоративную вертикаль отношений, хотя являются самостоятельными юридическими лицами. 'СНС-Ижевск' продает сигареты шести оптовым предприятиям, объединенным в клуб. Внутри клуба действует жесткая ценовая политика, ограничивающая оптовую накрутку. Потолок устанавливается потому, что разнобой и колебание цен на таком стабильном рынке, как табачный, ведут к снижению спроса на те марки, которые 'трясет', и в конечном итоге ослаблению позиций их владельцев.
***
Иногда оптовики начинают эмансипироваться, так как им кажется, что наценка могла бы быть и выше. В конце прошлого года объявления, подобные тем, что были вывешены в Ижевске, появились в Самаре, Тольятти, Ульяновске и некоторых других городах ПФО. Дискредитацию 'батовских' сигарет связывали с акцией под названием 'Kent нам не кент', которую устроили взбунтовавшиеся против диктата цен оптовики СНС. В результате искусственных скачков цен объемы продаж стали падать. В ответ на это компания организовала прямые поставки сигарет в торговые точки, оставив посредников не у дел. Вскоре многие бунтовщики, потеряв часть дохода, пошли на попятную и стали изъявлять желание снова вступить в клуб. К слову, в прошлом и PM, и JTI сталкивались с выступлениями оптовиков, поэтому ситуация с ВАТ не выглядит такой уж беспрецедентной - может быть, только лучше организованной (был, например, создан специальный 'повстанческий' сайт в Интернете).
***
Возникновение проблем с оптовиками странным образом совпало с успешным продвижением 'батовской' продукции - тех же 'Явы' и 'Кента', что, безусловно, не может не настораживать соперников. Но это еще 'цветочки' по сравнению с тем, что произойдет на табачном рынке в этому году, и произойдет во многом благодаря ВАТ. Как известно, с 1 января качественно и количественно изменился акциз на табачные изделия, из-за чего дополнительные конкурентные преимущества получили производители недорогих сигарет. Это все 'независимые' российские фабрики и... ВАТ. В прошлом году расколотые из-за разногласий по размеру акциза табачники, возглавляемые, с одной стороны, ВАТ, с другой - РМ, активно пытались заручиться поддержкой кремля и 'Белого дома'. Все крупные игроки выступали на стороне РМ, но победа досталась не им. Теперь продвижение 'Явы' на рынке должно еще более ускориться, так как производителям сигарет класса 'премиум' для сохранения рентабельности придется взвинчивать цены. Впрочем, альтернативный вариант - списание выросшей части акциза на собственные затраты - не менее пагубен для бизнеса. Поэтому любые трудности, возникающие у ВАТ, тем более после полученного превосходства, играют на руку конкурентам. Случаи преднамеренного вредительства, в котором были бы уличены гиганты, на табачном рынке России пока не фиксировались, хотя при желании черными технологиями, исполненными чужими руками, можно назвать оптовые бунты. Леонид Ерошенко говорит, что расследованием дела с объявлениями сейчас занимается частная детективная служба. За клевету вредители ответят в суде. Если, конечно, будут найдены.
ХРОНИКА ТАБАЧНЫХ ВОЙН
Акцизная политика Продолжается лоббистская война табачных компаний вокруг возможного изменения существующей системы акцизов. Вчера стало известно, что 1 марта главы 'БАТ-Ява' и трех крупнейших российских табачных фабрик направили письмо вице-премьеру Алексею Кудрину, в котором подробно изложили свои аргументы в пользу введения смешанной системы акцизов.
'Время новостей', 6 марта 2002

Здесь тоже курят Табачные компании раскололись на противоборствующие лагеря. Одна группа компаний выступает за сохранение специфической ставки акцизов. Предводителем этого лагеря считается компания Philip Morris, производящая на российском рынке, по данным 'Бизнес Аналитики', больше всего табачных изделий и по объему, и по стоимости (21,4 и 33,2% соответственно). Вожаком второго лагеря является British American Tobacco (BAT), третья, по оценке той же 'Бизнес Аналитики' (после РM и JTI) по объему и стоимости выпускаемой на нашем рынке продукции (13,3 и 17,2% соответственно).
'Время новостей', 23 мая 2002

Акциз раздора Тяжкий выбор между специфической и комбинированной ставкой акциза на сигареты основательно подкосил партийную дисциплину некоторых думских фракций. Думцы, избранные неподалеку от заводов Philip Morris, голосовали за специфический акциз, а представители регионов, где есть фабрики British American Tobacco, - за комбинированный. Победил BAT, а также российские производители и потребители дешевых сигарет.
'Ведомости', 1 июля 2002

Вritish American Tobacco дали прикурить На табачном рынке России разгорелся скандал. Несколько оптовых компаний из Тольятти, Самары, Оренбурга и ряда других городов заявили о создании Уральско-Поволжской ассоциации табачных оптовиков. Ее основной задачей декларируется вытеснение с рынка продукции компании British American Tobacco (BAT) и ее эксклюзивного дистрибьютера в регионе - компании SNS. Целью ассоциации на начальном этапе станет 'снижение доли дистрибуции BAT на своей территории, создание нестабильной ценовой модели продукции BAT и дискредитация продукции BAT на уровне конечного курильщика'. В BAT-Russia от прогнозов пока отказались. Как отметил директор по маркетингу компании Дэвид Стир, 'это похоже на PR-провокацию'.
www.opb.ru, 18 декабря 2002