В декабре 2002 года на территории Удмуртии собрано 1 млрд  610,7 млн руб. налогов и сборов. Это на  35,3 млн руб. больше, чем в ноябре.Последний месяц 2002 года не изменил общей картины, даже наоборот, подчеркнул ряд важных деталей. Так, заложенное еще при рождении бюджета расхождение доходов с расходами в декабре достигло своего пика - бюджетный дефицит месяца составил около 564 млн рублей. Практически все основные статьи расходов (кроме 'транспорта' и СМИ) выросли в декабре по отношению к ноябрю в общей сложности на 31 процент, в то время как доходы поднялись только на 12,3 процента. А сумма поступлений налогов в консолидированный бюджет Удмуртии оказалась даже немного ниже ноябрьской (на 4,2 %). Ситуация поправилась в результате увеличения средств, перечисленных из федерального бюджета, плюс почти двукратного (по сравнению с ноябрем) роста поступлений по соглашениям с нефтяными компаниями. Но и это не закрыло бы столь большого разрыва между доходами и расходами. Часть средств (156,8 млн руб.) компенсировалась сокращением остатков на бюджетных счетах, большая же часть декабрьского дефицита (учитывая, что в декабре Удмуртия не брала новых ссуд из федерального бюджета), скорее всего, профинансирована давно обещанными 'отступными' за уход республики из уставного капитала Чепецкого механического завода. Единственный нетипичный нюанс декабря - снижение централизации бюджетных ресурсов до 24,6 процента. Но изменить давно наметившейся тенденции это уже не могло - годовой показатель централизации в федеральную казну остался достаточно высоким - 41,1 процента. Говорить сегодня о том, насколько прошедший бюджетный год оправдал изначальные прогнозы, особого смысла нет. Правительство традиционно занижает прогнозируемые доходы, чтобы иметь резерв для покрытия неизбежного дефицита. Но с поступлениями от налога на прибыль действительно получилась промашка - фактическое исполнение оказалось еще ниже прогнозного на 420 млн рублей. Другая нестыковка, только уже в сторону увеличения, пришлась на подоходный налог - сумма 'ошибки' - 850 млн рублей. Выше прогнозных на 896,7 млн руб. в конечном итоге получилась и сумма полученной федеральной Сбор налогов на территории Удмуртии в 2002 году (млн руб.)помощи по линии субсидий, субвенций, дотаций и трансфертов. Что касается основных расходных статей, то разница между произведенными за год затратами консолидированного бюджета Удмуртии и теми, что прогнозировались, вышла тоже не маленькой - более 1,248 млрд рублей в сторону увеличения. Более реальное представление о том, куда движется бюджетная система Удмуртии, дает сопоставление прожитого 2002 года с итогами предыдущего. По сравнению с 2001 годом доходы консолидированного бюджета Удмуртии увеличились на 14,6 процента. То есть, с поправкой на инфляцию, доходная часть бюджета республики в течение года находилась в состоянии стагнации. При этом консолидированный бюджет так и не вышел из дефицита, потому что расходы за год росли быстрее (+20,7 %). И дело не только в увеличении затрат на индексацию зарплат работников бюджетной сферы, но и в серьезном повышении расходов на капитальное строительство (на 25 % по сравнению с 2001 г.). Фактическое же погашение дефицита удмуртского бюджета в течение всего года происходило за счет получения бюджетных ссуд из федеральной казны. В результате по ситуации на 1 января 2003 г. долг Удмуртии по федеральным ссудам составил 702,1 млн рублей. Хотя надо сказать, что в декабре республика (видимо, за счет денег, полученных от концерна 'ТВЭЛ' за уход с ЧМЗ) значительно снизила сумму своей задолженности сразу по нескольким направлениям. Каковы были внутренние подвижки в структуре консолидированного бюджета Удмуртии за год? Три основные потери в доходной части известны. Это поступления от налога на прибыль, платежи за пользование природными ресурсами и компенсации по соглашениям с НК 'Сиданко'. В сумме по сравнению с 2001 годом Удмуртия недополучила по этим источникам более 1,297 млрд рублей. При этом три других налога - подоходный, налог с продаж и на имущество предприятий, наоборот, дали прирост в 1,397 млрд рублей. Кроме того, по сравнению с 2001 г. в прошлом году значительно (на 588,2 млн руб.) выросла сумма федеральной помощи по линии различных субсидий, дотаций, субвенций и трансфертов. Но этот источник, судя по всему, теперь серьезно усохнет. Перемены, происходившие в 2002 году в расходной части бюджета, неоднозначны. Значительный - на 2,819 млрд рублей - рост затрат в отраслях, где велика доля зарплатной составляющей, происходил одновременно с сокращением расходов по статьям: 'транспорт', 'дорожное хозяйство', 'связь', 'ЖКХ' и 'сельское хозяйство' (на 551 млн руб.). Что, естественно, не могло не сказаться на снижении качества жизни, прежде всего, для жителей Ижевска. И на сокращении бюджетов, но только уже семейных...
РЕЙТИНГ НАЛОГОВ В декабре