Ф. Гойя. Чего не сделает портной? (серия офортов 'капричос', 1799г.)Вопрос лишь в том, в каком масштабе и насколько изощренным и 'современным' окажется арсенал примененных средств. И какова будет в итоге степень очередной дискредитации демократических принципов в общественном сознании.
Деньги и люди Истинные размеры рынка избирательных технологий в России никому не известны. Однако приблизительное представление можно составить исходя хотя бы из того, что стандартная стоимость полноценной выборной кампании одного кандидата рассчитывается профессионалами обычно из расчета 3-5 долларов на одного избирателя. На фоне этих цифр об официально разрешенных размерах избирательных фондов лучше не вспоминать. Удмуртия по уровню развития и применения 'черных технологий' занимает, по оценкам специалистов, средние позиции среди российских регионов. Более того, в Ижевске проживает не менее четырех политтехнологов, регулярно получающих заказы на руководство или консультирование кампаний за пределами республики (это не считая известного Марата Баширова, отбывшего больше года назад в Нижний Новгород на постоянное место жительство). На местных кампаниях уровня ниже выборов столичного мэра они работают редко. Но работают.
Газеты Один из подобных случаев имел место на прошлогодних муниципальных выборах в 10-м округе, где в конечном итоге победил глава 'Ижводоканала' Анатолий Задоянный. Как в большинстве кампаний, где 'в бой' вступают профессиональные пиарщики, применение традиционных 'черных технологий' здесь было отмечено элементами творческого начала: был организован выпуск сразу двух 'газет-перевертышей' (т.е. газет, издаваемых нелегально, якобы от имени кандидата-соперника). Одна была 'приписана' коммунисту Ходыреву, другая - предпринимателю Беляеву; и обе они вели ожесточенную полемику друг с другом, поливая грязью обоих кандидатов. Сами эти кандидаты вынуждены были опровергать обвинения, тем самым невольно их тиражируя. Наконец, разобравшись, в чем дело, Ходырев и Беляев организовали совместную пресс-конференцию, где попытались отмежеваться от 'газет-перевертышей'. В ответ пиарщики изготовили совместное заявление 'редакций' обоих 'изданий', заклеймившее вечным позором 'грязных политиканов', которые ради своих тайных комбинаций объединились и предали 'собственные' газеты. В результате в последнюю неделю перед выборами рейтинг обоих кандидатов рухнул. Одним из распространенных приемов контр-пропаганды является так называемое 'доворачивание'. Если противник в своих листовках (газетах) что-то обещает, то выпускается собственный агитматериал в формате документов соперника, в котором обещания 'доворачивают' - то есть добавляют пункты, которые или явно нереальны, или неприемлемы для электората, в результате чего дискредитируется и настоящая программа... Или, если противник переходит в наступление, следует довести аргументы противника до абсурда, добавив что-то уж совсем нереальное - вплоть до обвинения в пожирании детей (как это имело место в одной из кампаний регионального уровня).
Пехота Не меньшее значение, чем СМИ, имеет в избирательных кампаниях использование сети агитаторов, которых на профессиональном жаргоне еще называют 'белой пехотой'. Однако, кроме 'белой пехоты', которая занимается обычно сбором подписей, разносом агитационных материалов и устным убеждением избирателей, часто создается 'пехота черная'. В ее задачи входит извлечение из почтовых ящиков 'вражеского' агитматериала, распространение 'перевертышей', 'роспись' стен зданий провокационными лозунгами и прочие неблаговидные деяния. 'Черная пехота' вербуется политтехнологом-'полевиком' обычно среди молодых рабочих - в общагах, забегаловках. Вне выходов на криминальные или правоохранительные структуры. Если вражеская сеть 'агитаторов' уже выстроена и ее нельзя ни перекупить, ни выбить из-под соперника 'административным ресурсом', остается только одно - бороться против нее своей 'черной пехотой'. В одну из последних кампаний в Нижнем ставка была сделана именно на мощный прессинг вражеской 'пехоты'. За каждым домом закрепили людей, которые делали полную зачистку подъездов от агитматериалов конкурента. Кроме того, было создано 25 мобильных групп так называемых 'отморозков', вооруженных бейсбольными битами (за каждой группой закреплялся отдельный автомобиль), которые избивали вражескую 'пехоту' - особенно 'черную', работавшую по ночам. В результате 'пехота' противника на последнем этапе кампании просто перестала выходить 'в поле'. В ряде последних избирательных кампаний в России и ближнем зарубежье 'черная пехота' использовалась для погрома избирательных штабов кандидатов-соперников. Кроме того, в целях заметания следов и повышения рейтинга 'ведомого' кандидата имитировались и нападения на собственные штабы. Создавались также подставные склады незаконных агитматериалов против собственного кандидата, а потом 'сдавались милиции' вместе с находящимися в них людьми, которые 'чистосердечно' (за хорошую плату) признавались милиции 'во всех грехах'. Вообще, по свидетельству специалистов, развитие 'черных технологий' не стоит на месте - практически каждая крупная кампания приносит что-нибудь новое.
Добрый и ранимый Работа профессиональных пиарщиков всегда связана с грубыми нарушением законодательства, а также ожесточенными личными и корпоративными конфликтами внутри элиты. Поэтому большинство из них предпочитают не афишировать свою деятельность. Тем не менее в конце прошлой недели удалось получить согласие одного из ведущих ижевских политтехнологов побеседовать на тему нынешних выборов в Госсовет и вообще о специфике работы в области 'черного пиара'. - Дмитрий (имя изменено. - Ред.), как бы ты определил само понятие 'черные технологии'? - Я считаю, что любые технологии - это часть политики. А в политике не существует никаких правил, поэтому делить в ней что-то на черное и белое - это лукавство. Есть только цель и задачи, которые надо решать. - Как насчет соблюдения закона? - Без нарушений закона не могли бы состояться ни одни выборы. Закон запрещает, например, подкуп. Но если кандидат обещает решить проблемы округа, района - это разве не форма подкупа? Чаще всего те, кто громче всех кричит о 'черных технологиях', рассчитывает победить с помощью административного ресурса. А что такое административный ресурс? Это как раз сращивание административной власти с черными технологиями. Сегодня если против тебя работает административный ресурс консолидированной власти, выборы ты ни за что не выиграешь, никакими 'технологиями'. - Но ведь именно вы даете власти средства манипулирования общественным сознанием. Разве тем самым вы не дискредитируете демократию? - Демократия тут ни при чем. Мы занимаемся политикой. Политика - это борьба за власть, а демократия - это принцип. - Так ты не считаешь, что вы дискредитируете этот принцип? ...- (После короткой паузы. - А.К.) Наверное, дискредитируем. В целом же, выборы - лишь одна из социальных технологий, применяемых в конкурентной борьбе. Не только в политике, но и в бизнесе, когда, например, ставится задача дискредитации тех или иных предприятий или даже целых отраслей экономики. Но такова объективная реальность. - Объективная реальность - это замечательно. Однако есть, в конце концов, и моральные нормы... - Все, кто принимает решение, идя в политику, знают, на что идут. Они готовы к этому и готовы сами применять подобные средства. Поэтому моральные соображения здесь неуместны. Хотя мне порой бывает жалко людей, которые после применения к ним наших 'черных технологий' ложились с инфарктами, губили карьеру... Я нормальный человек, добрый, ранимый... А вообще, 'черные технологии' востребованы обществом, сам избиратель их ждет. Когда все 'бело' и чисто, он просто теряет интерес к выборам. - В каких округах, по-твоему, на этих выборах могут быть активно применены 'черные технологии' и административный ресурс? - В ключевых округах - там, где идут люди, которые очень нужны власти или очень не нужны. Наверняка серьезная интрига будет иметь место в Можге, где баллотируется спикер Госсовета 2-го созыва Игорь Семенов. (Тем более что еще не факт, что кандидатура Семенова в качестве вероятного спикера нового парламента устраивает всех во властных структурах). В Воткинске - несомненно: против бывшего мэра города Валерия Фридриха. Ну и против людей из так называемого 'списка Чикурова' (их будет немного - буквально несколько человек). - Профессионалы российского уровня будут привлечены к этим выборам? - Я пока не слышал, чтобы кто-то из Москвы или Нижнего собрался ехать сюда работать. Здесь вполне справятся местные штабы под руководством местных профессионалов, обладающих опытом организационной работы. - Ты сам не планируешь поучаствовать? - Нет. Я не работаю там, где живу.
P.S. Несмотря на то что 'Дмитрий' дал отрицательный ответ на вопрос о своем участии в нынешних выборах, по нашим сведениям, этот человек недавно отказался от ряда выгодных предложений поработать в нескольких российских регионах и до сегодняшнего дня остается в Ижевске. Поэтому можно предположить, что уже в ближайшее время мы станем свидетелями использования в каком-либо из округов политтехнологий, ранее в республике еще не применявшихся.