'Импровизация' (1-е место).Вопрос - могут ли столь недолговечные творения быть предметом искусства? Отвечает председатель жюри конкурса, преподаватель Института искусств УдГУ, известный художник Анвар Сафиуллин. - Анвар Гумарович, как появилась традиция создания скульптур из снега и льда? - В истории искусств вы не встретите упоминания о снежной скульптуре. Однако известно, что в России снежные скульптуры создавались уже в петровские времена крепостными для увеселения бояр. Во времена правления Анны Иоанновны был построен знаменитый Ледяной Дом. А в наши дни создание пусть и недолговечных скульптур из снега и льда по праву становится уже искусством. В 1996 году была даже организована Ассоциация скульпторов России по снежным, ледовым и песчаным композициям. - Каковы критерии оценки конкурсных работ? - Идея, качество исполнения, мастерство, соответствие готовой скульптуры представленному заранее эскизу. Было необходимо также задействовать как можно большую часть предоставленной участникам кубической формы прессованного снега. В результате победила 'Импровизация' - работа группы студентов отделения ДПИ Института искусств УдГУ. Как и в прошлом году, они заняли 1-е место. Серьезной конкуренции не получилось, потому что конкурсом не интересуются скульпторы-профессионалы. Для них здесь нет стимула, в первую очередь, материального. Поэтому я считаю, что победившие ребята совершили хоть небольшой, но гражданский подвиг. Но участие профессионалов, конечно, подняло бы конкурс на более высокий уровень. К примеру, в соседней Перми сейчас, в эти дни, уже в седьмой раз проводится Международный фестиваль снежных и ледовых скульптур 'Вьюговей'. В нем принимает участие и ижевская команда под руководством Анатолия Аникина, уже четырежды получавшая главный приз этих соревнований.
Из досье 'Д'
Снежная скульптура как орудие половой дискриминации
В 2000 году в Англии была опубликована книга под названием 'Снеговик-сексист'. Ее автор Триша Кьюсак приводит результаты своего пятилетнего исследования истории снежной скульптуры. Она утверждает, что 'снеговик является устаревшим символом половой дискриминации'. Традиция лепки снеговиков, пишет Кьюсак, восходит к XIX веку. Мужчины тогда проводили большую часть времени вне дома, а женщины, наоборот, в основном занимались домашними делами. Во время Рождества происходит возврат к прежнему укладу жизни: множество мужчин-снеговиков снаружи и женщины дома, готовящие еду и подарки. По мнению автора, 'типичный снеговик - в шляпе, шарфе и с довольной улыбкой на лице - есть карнавальная фигура, репрезентирующая плотские утехи'.