фотоПроизводство в удмуртской промышленности в натуральном выражении к уровню аналогичного периода 2002 года увеличилось, сообщает нам статистика, на 11 процентов.
Непобедимая и легендарная За прошлый год мы привыкли, что индекс физического объема производства в Удмуртии тянет мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. В начале 2003 года эта отрасль снова в безусловных лидерах по цифре прироста - почти 57 процентов к январю-февралю 2002-го. Высокий процент обеспечил выпуск комбикормов, более чем в 2,5 раза превысивший достижения (более чем скромные) сопоставляемого периода. Коровам не выбирать, какого производителя поддерживать, зато их хозяева проявляют в части 'кормов' разборчивость и не в пользу местных марок. Так, расфасовка круп на территории республики упала с 1,3 млн тонн до 203 тысяч в начале этого года. Похоже, это еще один вид бизнеса, попавший в Удмуртии в разряд неконкурентоспособных. Помол муки на удмуртских мельницах, главная из которых - Сарапульский КХП, снизился в феврале точно так же, как и выпечка хлеба, - до 96 процентов к уровню прошлого года. Но в отличие от мельниц, которые стонут всегда, хлебозаводы вряд ли начнут стонать. Их хозяева уже давно поняли, что сухарики к пиву несопоставимы с булками только по массе, а в денежном выражении все как раз наоборот.
Прыжки в высоту из ямы Год назад в машиностроении наблюдалось 17-процентное падение производства. Сегодня ситуация изменилась зеркально. Однако к этому успеху следует относиться тоже как к своего рода 'оптическому эффекту'. Ведь мы рассматриваем положение в отраслях комплексно, а для чего нужен рост, который не оборачивается прибылью? Правильно, для отчетов. А акционерам, например, нужны дивиденды, поэтому у них иные представления об успешности предприятия и его инвестиционной привлекательности. Согласно статистике, в январе текущего года предприятия тяжелой промышленности Удмуртии в целом не только не получили никакой прибыли - суммарный убыток составил 17 млн рублей. В разрезе важнейших видов продукции машиностроения отмечено увеличение выпуска автомобилей - в январе 5,3 тысячи штук, в феврале - уже 7,7, что на 38 процентов больше прошлогоднего уровня. Производство мотоциклов плавно снижается: в 2002 году в это же время их количество составило лишь 90 процентов к уровню 2001-го. В текущем январе-феврале не была достигнута и эта планка. Прошлогодние февральские показатели улучшились по таким позициям, как нефтекачалки, стиральные машины, инструмент и радиоприемные устройства. Относительно большой рост, иногда - в несколько раз, обусловлен тем, что год назад по данным видам продукции фиксировался значительный спад производства. Похоже, здесь мы опять имеем дело с 'обманом зрения'. О реальном движении экономики вперед говорят куда более скромные, но стабильные на протяжении времени цифры, а не процентные прыжки из одной 'ямы' в другую - еще более глубокую.
Прибыль и небыль В целом стабильно наращивает объемы топливная промышленность Удмуртии: начиная с января-февраля 2001 года добыча в физическом исчислении выросла с 99 процентов к уровню 2000 года до 105 - к уровню 2002-го сегодня. Медленно, но верно идет в гору уже упомянутая выше 'пищевка'. Обратный путь проделали за эти годы отрасль черной металлургии и лесная промышленность, которые показывали рост последний раз в 2001 году. В части прибыли, которая весь прошлый год водилась на предприятиях в сниженных объемах, наибольших успехов добились энергетики. Сальдированный финансовый результат их отрасли улучшился с 58 млн рублей в прошлом январе до 113-ти в нынешнем. Во всех остальных отраслях промышленности, за исключением стекольной, прибыли стало еще меньше, чем в прошлом году. Так, в нефтедобыче ее уровень снизился до 57 процентов к январю 2002-го. По результатам января этого года, сообщает Госкомстат, число убыточных предприятий Удмуртии в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 16 процентов, а сумма убытка - 344 млн рублей - на 80.
Обман зрения Особенно впечатляющим выглядит рост промышленного производства в первые два месяца текущего года в действующих ценах - 29 процентов. Как обычно, этот показатель (по мнению большинства опрошенных нами экспертов, второстепенный) наиболее сильно влияет на величину ИЭР. По сравнению с прошлым январем-февралем значение объемов выпускаемой продукции для роста республиканской экономики даже увеличилось. Так, в структуре февральского индекса развития массовая доля этого показателя достигает 31 процента против 28-ми в это же время год назад. По-другому это называется 'гнать объемы'. Связь между валом и выручкой кажется очевидной - чем больше сделаешь, тем больше заработаешь. Но 30-е и даже 60-е годы уже давно позади, а вместе с ними ушло и время экономики 'количества'. Можно назвать ее и экономикой 'вширь', и просто советской экономикой. Сегодня зависимость между увеличением объемов и прибылью становится все менее пропорциональной. А в Удмуртии, если заглянуть в статистику, эта связь чуть ли не обратно пропорциональна: рост производства на фоне одновременно ухудшающегося финансового результата. По итогам прошедшего года хорошо видно, что количественные показатели, на которые делает ставку правительство, хотя и позволяют незначительно расти от месяца к месяцу, обеспечить поступательное движение вперед уже не в состоянии. Даже уровень развития предыдущего, 2002 года, который, в свою очередь, был меньше уровня 2001-го, сегодня оказался недостижимым для удмуртской экономики. Выходит, дефолт прошел для нас без пользы. Послекризисное исчезновение импорта и, как следствие, образование свободной ниши на рынке в очень малой степени побудило отечественных производителей к развитию 'вглубь'. Стоило теперь доллару немного ослабнуть, как наши предприятия оказались почти такими же беспомощными перед угрозой товарной интервенции, как и до 1998 года. Снижение массовой доли показателя 'сальдированная прибыль' в февральском ИЭР с 22 процентов в прошлом году до 17-ти подтверждает, что Удмуртия, как и 50 лет назад, твердо стоит на рельсах экстенсивной экономики, а 'наш паровоз' все продолжает лететь. Но все медленней. И не туда, куда нам надо.
Индекс экономического развития (ИЭР) рассчитан 'Д' на основе данных Госкомстата УР. Экспертам (в их число вошли руководители предприятий различных отраслей, а также крупные чиновники правительства и Госсовета) предлагалось проранжировать четыре показателя с учетом степени важности каждого из них при диагностике экономического состояния. Общая сумма баллов была принята за единицу, и от нее рассчитан удельный вес (или коэффициент) каждого из показателей. В глазах экспертов показатели оказались неравнозначны: сальдированная прибыль - 0,32, объем производства - 0,28, инвестиции в основной капитал - 0,25, превышение 'кредиторки' над 'дебиторкой' - 0,15. Госкомстатовские проценты роста/снижения по данным показателям корректируются с помощью найденных коэффициентов, затем полученные значения суммируются. Если по всем четырем показателям не произошло ни роста, ни снижения к сопоставляемому периоду, то ИЭР равен 100. В ежемесячных обзорах 'Д' ИЭР рассчитывается в отношении к прошедшему периоду текущего года, а также к аналогичному периоду прошлого года.
Зарплата на заводах приближается к учительской
Средняя по республике зарплата в январе составила 3670 рублей. По сравнению с январем 2002 года она возросла на 695 рублей, или на 23 процента. Инфляция в прошлом году тоже росла, поэтому реально зарплата увеличилась на 5,5 процента. По данным статистики, на приобретение товаров и услуг каждый житель Удмуртии потратил в феврале 1656 рублей, что на 2 процента выше уровня среднедушевых потребительских расходов в январе.
Разные профессиональные сословия могли позволить себе существенно разные объемы потребления. Так, представители сферы финансов, кредита и страхования, по утверждению Госкомстата, имели в январе самую большую по республике среднюю зарплату - 17,6 тысячи рублей, а труженики села - самую маленькую. Она составила всего 1,3 тысячи рублей. Если бы не личное подворье, село, пожалуй, уже повымерло бы на таких харчах. Деятельность в областях, связанных с природными ресурсами, по выгодности сильно отстает теперь от ростовщичества и операций с ценными бумагами: в топливной промышленности средняя зарплата в январе была 9 тысяч рублей, в геологии - 7,7. Оплата труда в образовании и здравоохранении держится на уровне 71-74 процентов от средней зарплаты в Удмуртии. Кстати, теперь она почти не отличается от зарплаты в промышленности. Но мало иметь приличную зар-плату. Немаловажно и то, чтобы ее вовремя выплачивали. На 1 марта суммарная задолженность республиканских предприятий по зарплате составила 434 млн рублей, увеличившись за февраль почти на 12 миллионов. Задолженность перед работниками бюджетной сферы составила 23 процента от общего объема. В феврале население израсходовало на приобретение товаров на 16 процентов больше, чем в феврале 2002 года, и в то же время на 26 процентов больше на различные платежи и взносы. Сбережения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 74 процента, в том числе накопления во вкладах и ценных бумагах - на 54 процента. Их доля в структуре использования денежных доходов увеличилась на 1,4 процентного пункта.