1. Салон по продаже автомобилей 2. Турецкий ресторан 3. Деловые центры 4. Спортивный комплексВ этой последовательности прослеживается определенная логика. Другое дело, что это скорее логика конкретного человека (первого лица), чем логика, продиктованная действительными градостроительными и архитектурными задачами. Однако состоявшееся в прошлую пятницу заседание Градостроительного совета показало, что не все в Ижевске так печально. На совете, прошедшем под председательством главного архитектора города Виктора Некрасова, вниманию собравшихся был представлен эскизный проект застройки изрядного куска городской территории - 40 гектаров. С востока на запад эта территория простирается в основном от улицы Карла Маркса до русла Ижа, с юга на север - от улицы Новопромышленной до переулка Индустриального. Большая часть имеющихся здесь сооружений (и прежде всего дома частного сектора) будут снесены, а на их месте вырастут современные здания делового и общественного назначения общим объемом около миллиона кубических метров. Рядом с центральной, исторической частью города возникнет архитектурное пространство, решенное в едином и достаточно новом для Ижевска ключе.
Торгово-развлекательный центр (ТРЦ) как локомотив процесса Все началось с того, что летом прошлого года на отдельные участки указанной зоны стали претендовать заказчики, и возникла необходимость как-то упорядочить процесс. Тем более что данная территория в силу своего расположения является не только частью южных 'ворот' Ижевска (путь от железнодорожного вокзала и Южной автостанции), но и имеет стратегическое значение для дальнейшего развития города прежде всего в плане решения транспортных проблем. В связи с этим городские власти предложили одному из заказчиков - фирме 'Талан' - проработать план развития всей территории. Заинтересованность этой недавно созданной строительной компании в проекте оказалась достаточно велика, чтобы согласиться на данное условие. Был создан авторский коллектив из представителей ведущих проектных организаций Ижевска - архитекторы Петр Фомин, Владимир Власов, Сергей Макаров, Александр Шубенков, специалист по транспорту Евгений Шпаков. Вообще же, как удалось выяснить, главной целью компании 'Талан' и стоящих за ней инвесторов является строительство крупного торгово-развлекательного центра. Так называемые торговые центры отличаются от универмагов советских времен не только более эффективной организацией обслуживания, но и тем, что в них действует не один, а множество 'операторов' - фирм-продавцов. В принципе в Ижевске уже существует множество подобных заведений. Расположены они, как правило, в перепрофилированных, плохо приспособленных, тесных помещениях, что не позволяет сделать наиболее доступную для покупателя выкладку товаров, представить достаточный их ассортимент, а уж тем более организовать зоны отдыха. В настоящее время в Ижевске обеспеченность населения торговыми площадями в 3-6 раз меньше нормы. Поэтому, по оценке московских специалистов, строительство современного торгового центра окажется, видимо, довольно выгодным делом. Объем инвестиций в строительство ТРЦ составит несколько десятков миллионов долларов. Таким образом, примерно через три года в Ижевске на улице Максима Горького (между рестораном 'Соланж' и улицей Карла Либкнехта) будет построен торговый центр в 3 этажа и площадью в 33 тысячи кв. м с парковкой для шести с лишним сотен автомобилей. Кроме собственно торговых площадей в здании запланирована зона отдыха - небольшие кинотеатры повышенной комфортности (так называемый 'мультиплекс'), фаст-фуд, рестораны и т.д. Вообще, участок между переулком Индустриальным и Карла Либкнехта, как первый из стоящих в очереди на реконструкцию, оказался сегодня наиболее проработанным. Кроме ТРЦ, вдоль улицы Карла Маркса предполагается возвести высотную гостиницу и деловой центр, а также большой автосалон 'Моторс-центр' с еще одной автомобильной парковкой. Инвесторы будут обязаны расселить жителей 189 частных домов, расположенных на данной территории.
Karl Marx-street Авторы проекта определили функциональное назначение всей прорабатываемой зоны как общественно-деловое. Связано это с тем, что располагается она на границе между центральным промышленным районом города и улицей Карла Маркса, которая в скором времени превратится в одну из главных транспортных магистралей Ижевска. Поэтому жилые кварталы здесь не построишь. А вот развлекательные, торговые и деловые учреждения - вполне. Кроме того, пояс территорий непосредственно вдоль русла реки Иж будет превращен в зеленую зону, где появится спортивный комплекс. Тем самым, жилые кварталы на другой стороне улицы получат своего рода буферную зону, отделяющую их от промышленных районов. Сама же улица имени вождя пролетариата - как бы в пику своему названию - превратится в очень буржуазную. И не только функционально, но и стилистически - по замыслу авторов проекта, примыкающее к ней пространство заполнится вполне западной современной архитектурой.
Путешествие 'транспортного узла' Еще одной сверхзадачей, которую ставили перед собой авторы проекта, было решение проблемы транспортной перегруженности центра города. По словам Сергея Шпакова, сегодня поток людей в районе автовокзала составляет 30-40 тысяч человек в сутки, а вокруг собора Александра Невского, где пересекаются важнейшие транспортные маршруты, - 200-300 тысяч. С завершением реконструкции улицы К. Маркса, по которой впервые в истории пойдут троллейбусы, а также предполагаемым (пока неизвестно когда) возведением эстакады, которая, в частности, 'перекинет' улицу Новопромышленную на правый берег Ижа, центральный транспортный узел сместится к югу. Одним из вариантов перемещения автовокзала из района цирка, по мысли авторов, может стать современная реконструкция под эти цели старого здания школы рядом с переулком Октябрьским, что, кстати, было бы интересно даже с чисто архитектурной точки зрения.
Прорыв Авторский коллектив проработал также такие масштабные вопросы, как инженерные коммуникации, проблемы затопления и энергообеспечения района. В целом, по словам главного архитектора города Виктора Некрасова, по глубине комплексной проработки это первый опыт истории ижевского градостроительства. В ответ на мой вопрос, творчеством каких великих зодчих вдохновлялись наши архитекторы, Владимир Власов назвал имена признанных классиков - Марио Ботта, Николаса Гримшоу, Ренцо Пьяно, Сантьяго Калатрава: 'Мы исходим из того, что строить надо то, чего в Ижевске сейчас нет. Иначе он так и останется серым, невыразительным городом'. Что ж, тем более будет любопытно посмотреть на воплощение. Если, конечно, доживем.