фотоС мэром Ижевска Виктором Балакиным удалось встретиться в его рабочем кабинете в день выборов депутатов Госсовета УР, поэтому начался разговор с обмена мнениями о прошедшей выборной кампании. - Виктор Васильевич, во время утверждения бюджета Ижевска на сессии городской Думы всем представителям СМИ предложили выйти из зала перед тем, как депутаты перешли к принятию решения о своем финансовом обеспечении. Меня как редактора это, естественно, возмущает, поскольку депутаты делили не свои деньги, а наши общие. Тем более что перед этим с их стороны в адрес мэрии и ГЖУ звучали обвинения в 'непрозрачности'. Все это связано с проявлениями конфликта, возникшего между администрацией и городской Думой? - Как такового конфликта нет, были споры и разные подходы при формировании бюджета, в основном касающиеся его доходной части, а в расходы никто особенно и не заглядывал, потому что расходную часть как ни растягивай, ее все равно на всех не хватит. Что касается доходов, то хотя бюджет и утвердили, я по-прежнему считаю, что доходная часть городского бюджета на 2003 год завышена, и завышена совершенно необоснованно. - Вы на своей последней пресс-конференции довольно жестко отозвались о решении депутатов беспрецедентно увеличить расходы на обеспечение своей деятельности и даже заявили о возможности отмены этого решения в судебном порядке. - В какой форме будут оспорены эти решения, станет ясно после того, как ко мне поступят утвержденные городской Думой бюджетные документы. Тогда, скорее всего, в рамках полномочий мэра я и вынесу соответствующий протест. Думаю, что все разрешится без суда. - Однако тема формирования тарифов на коммунальные услуги, поднятая рядом депутатов, действительно, актуальна и прозрачности здесь явно еще недостаточно. - Да, в работе ГЖУ на самом деле не хватает открытости. Какого-то умышленного сокрытия информации нет и быть не может. Просто надо больше и чаще обо всем этом говорить. А так часто получается, что выхватываются какие-то отдельные данные и со ссылкой на то, что где-то в газете напечатали. Например, о том, что в Ижевске самые высокие тарифы среди столиц субъектов Приволжского федерального округа. - Это не так? - Нет, мы где-то в серединке. - Но на самом деле тех, кто живет на черте бедности и ниже, это вряд ли утешает. Вы не прогнозируете социальных напряжений в ближайшее время? - С ростом коммунальных расходов в Ижевске значительно увеличилось количество обращающихся за субсидиями. Так что с учетом выплачиваемых субсидий - мы пока решаем эту проблему. С другой стороны, это, конечно, тоже связано с дополнительными расходами из бюджета. - Уже появилась задолженность? - Пока нет. - В начале интервью Вы говорили о том, что бюджетные доходы необоснованно завышены и, следовательно, реальный дефицит бюджета Ижевска гораздо больше. Как происходят эти расхождения? - Никто по-прежнему не учитывает финансовую необеспеченность законодательно закрепленных льгот по оплате коммунальных расходов. На этом мы недополучим около трети от запланированных поступлений, примерно 60-80 млн рублей. - Эти 'воздушные' деньги заложены в бюджете? - Нет, недополученные по льготам деньги придется закрывать средствами ГЖУ, значит, снова где-нибудь произойдет недофинансирование на эту же сумму. Кроме того, нынешняя зима была морозной, в результате тепла потребили на 100 млн больше. Эти дополнительные расходы также нигде не предусмотрены, поэтому опять ложатся на ГЖУ. Еще один пример - переход на 90-процентную оплату населением коммунальных услуг при формировании республиканского бюджета был запланирован с 1 января, но в Ижевске увеличение коммунальных платежей произошло на месяц позже - цена этого просроченного месяца для городского бюджета - 21 млн рублей. Примерно 100 миллионов составляют долги населения за неоплату коммунальных услуг. Вот так постепенно и набегают огромные суммы. - Вас считают мэром бесконфликтным. И даже обвиняют в том, что в отличие от Салтыкова Вы не пытаетесь воевать с республиканскими властями. Между тем сокращение финансовых возможностей у Ижевска делает свое дело - начались трения с городской Думой; наверняка, пусть в рабочем порядке, но возникают проблемы с руководством Министерства финансов. Не находите, что Вы все ближе и ближе подходите к некой 'точке вскипания'? - Процесс такой, конечно, идет, я это прекрасно понимаю. Хотя мне бы не хотелось, чтобы этот момент наступил, добра-то от такого столкновения все равно не будет. В республике тоже проблем много, необходимо обеспечивать определенный бюджетный минимум в каждом городе, каждом районе, поэтому бюджет Ижевска всегда ежегодно сокращали по нормативам отчислений от основных налогов. В этом году снова урезали в общей сложности на 800 млн рублей. И если раньше на республиканском уровне мне обычно говорили - да ничего, город выдержит, сегодня уже так не говорят, все понимают, что город живет в тяжелейших условиях. Доля заработной платы в структуре бюджета достигла 69 процентов. Что это означает? Это означает, что обеспечивать жизнедеятельность городского хозяйства просто не на что. - То есть из каждых 100 рублей, поступающих в бюджет Ижевска, 69 рублей расходуется на выплату зарплаты бюджетникам и только 31 рубль идет на содержание коммунального хозяйства города. - Да, но из этих 31 рубля надо еще вычесть деньги, которые город должен отдать энергетикам. Взять, к примеру, итоги I квартала: доходов поступило 550 млн рублей плюс 40 млн переходящих остатков с прошлого года. Из этих 590 млн 350 миллионов отдали на зарплату, 170 - энергетикам, на содержание всего городского хозяйства осталось около 70 миллионов. Как в таких условиях говорить о реализации крупных программ, необходимых городу! На снос ветхого жилья предусмотрено всего 15 млн рублей. Но что такое эти 15 миллионов, если 1-комнатная квартира стоит 500 тысяч?! - Кстати, о жилье. В прошлом месяце пресс-слуба городской администрации распространила несколько сообщений о том, что мэр Ижевска ведет переговоры в Москве о привлечении инвестиций в жилищное строительство. Прокомментируйте их. - Мы были в департаменте строительства правительства Москвы, обсуждали возможность привлечения инвестиций для строительства жилья у нас в Ижевске в рамках межправительственного договора между Москвой и Удмуртией. Мэрия готова предоставить площадку и строительные материалы. Строители наши, налоги остаются здесь. Они хотят строить по новым технологиям - сборный монолитобетон. Задача инвесторов - не выскочить по стоимости за 400 долларов за квадратный метр, поскольку в этом случае у них возникнут проблемы с реализацией. Есть еще договоренность с нижнекамцами о строительстве панельных домов 84-й серии, себестоимость, по их оценке, должна составить где-то 9000 рублей за квадратный метр. Нас бы это тоже вполне устроило. Здесь мы можем начать строить одно-, двухкомнатные квартиры под расселение старого аварийного жилья. Просто так это жилье, конечно, не реализуешь. Нужны долговременные ссуды - лет на 20. По этому поводу уже есть предварительная договоренность о возможности открытия филиала АКБАРС-банка для организации ипотечного кредитования. Ведутся переговоры и о возможности участия Ижевска в федеральных программах. Пока удалось договориться о получении из федерального бюджета на снос ветхого жилья 13,5 миллиона, но есть возможность добиться получения на эти цели 200 млн рублей. Для этого мы должны нормально защититься и попасть в программу 2004 года. Кроме того, после принятия федерального закона о ЖКХ под его реализацию планируется выделить порядка 56 млрд рублей и, конечно, необходимо искать подходы, чтобы Ижевск тоже смог участвовать в освоении этих средств. - Когда мы с Вами встречались в конце прошлого года, у Вас был своего рода пик новых кадровых назначений, об этом ходило много разговоров. Сегодня, спустя несколько месяцев, Вы удовлетворены последствиями произошедших кадровых подвижек? - Я сразу говорил, что кадровые вопросы будут решаться перманентно, откровенно говоря, с кадрами везде напряженно, люди, которые умеют хорошо работать, давно нашли себя в бизнесе и на муниципальную службу идут неохотно. А нынешние кадры состарились, если уж честно говорить, возраст многих руководителей муниципальных предприятий и учреждений предпенсионный и подпоры особой не ощущается. Так что, я думаю, будем и дальше проводить политику кадрового обновления и менять саму систему управления городским хозяйством. К лету должны быть наработаны предложения по реорганизации блока, связанного с экономикой и промышленностью, муниципальным заказом. Есть намерение реорганизовать нынешнюю систему комбинатов благоустройства в единый холдинг по ремонту и обслуживанию городского хозяйства. - Часто приходится слышать, что Ижевск - грязный, некрасивый и другие нелестные эпитеты. Вот к Вам часто приезжают коллеги из других городов. Вы чувствуете, как они реагируют на облик нашего города? Или из дипломатических соображений никто из них ничего критического не высказывает? - Знаете, когда бываешь в других городах в одной компании с мэрами, так между собой 'без хозяина' часто проскакивает в разговоре при виде каких-то недостатков, что вот, мол, не у нас одних плохо. И говорится это с некоторым облегчением. На общем фоне других российских городов облик Ижевска не настолько плох, но, конечно, даже в таких местах, как, например, площадь вокруг Александро-Невского собора, ведь порой просто пройти невозможно, грязь, несанкционированная торговля. А в городе за каждую территорию есть ответственные, и их никто не должен 'пинать', сами должны отвечать за то, что нужно делать и за что получают деньги. - Может быть, деньги невелики. Как повышать спрос без денег? - Даже если невелики, их тоже надо отрабатывать...