Вся эта беготня по специалистам, сопровождающаяся сбором заключений и анализов, никакого удовольствия не доставляет, но требует огромного терпения и отнимает уйму времени. Заболевший, если у него нет докторов среди родственников, может рассчитывать только на себя да на здравоохранительную систему - такую, какая она у нас есть, - или на милость Божью. Тот объем медицинской помощи, который государство может предоставить своим гражданам бесплатно, то есть в рамках перечня услуг, гарантированных на средства обязательного медицинского страхования (ОМС), обусловлен размерами бюджетных отчислений. Об этих величинах можно сказать так: лучше, чем ничего. Другое дело - платные пациенты, к ним и отношение иное, и лечение для них полноценное. Вот только такие рыночные отношения ради повышения уровня собственного комфорта и сервиса не всем бывают по карману, да и не всегда удобны, даже если имеется достаточное количество наличности. 'Золотой серединой' между 'бесплатным' (=никаким) и качественным, но за плату лечением может и должна стать система добровольного медицинского страхования (ДМС). То, что устраивает всех Известно, что российское здравоохранение переживает далеко не лучшие времена, медики, на самом деле, работают в очень тяжелых условиях. Около половины населения страны живет на грани бедности и не может позволить себе платные услуги (хотя, как правило, именно эта часть больше в них и нуждается). Как свести в таких обстоятельствах возможность для одних получать достойную оплату и для других - получение качественной медицинской помощи? И вот здесь на помощь этим двум нуждающимся сторонам приходит третья - страховщик, предлагающий полисы ДМС. Для больного, сотрудничающего со страховой компанией, она (компания) будет тем помощником, который заинтересован в его выздоровлении, контролирует весь процесс лечения и берет на себя всю необходимую ответственность и затраты. В результате таких взаимовыгодных отношений пациент получит весь спектр диагностики на новом оборудовании, лечение всеми необходимыми (в том числе и не самыми дешевыми) препаратами, нежную заботу медперсонала и максимум сервиса, доступный в данном лечебном учреждении. Врачи в этой ситуации получают свое вознаграждение за проделанную работу, а страховщик - прибыль и благодарность от клиента. В итоге все довольны и счастливы. Не правда ли, в такое верится с трудом и хочется найти понятную 'подкладку' к такому обоюдному удовольствию. А весь 'фокус' в том, что полис потенциальному пациенту в любом случае обойдется дешевле, чем непосредственная оплата лечения (не считая массы других сопутствующих удобств). Договор со страховой компанией обычно заключается на год. Кроме того, страховщики получают значительные скидки от сотрудничающих с ними лечебных учреждений, чем удешевляют свои услуги за счет увеличения количества клиентов (уже платных), а своим клиентам, страхующимся повторно, предоставляют скидки. Именно поэтому система ДМС успешно работает во всем мире. Когда верхи могут и низы хотят По сравнению с соседними регионами Удмуртия отстает в развитии медицинского страхового рынка. Несмотря на это, страховщики потихоньку 'набирают обороты', продвигая среди других видов страхования и добровольное медицинское. Причем выгодно это не только им и тем, кто пользуется их услугами, но и государству. Оно также заинтересовано в том, чтобы все больше граждан и организаций становились клиентами страховых компаний. Уж не говоря о том, что органы власти сами активно сотрудничают с ними, имея целью повышение отдачи от бюджета - известного 'хроника' с многочисленными болячками. К примеру, в период с 2001-го по 2003 год реализовывалась республиканская целевая программа 'Развитие страхового рынка в УР'. Решая для себя вопрос, страховаться или нет, каждому человеку логично обратиться за советом к тому, кому мы доверяем. И, чтобы не дискредитировать идею, мы предлагаем вам ознакомиться с комментариями специалистов-страховщиков и их партнеров (в данном случае, сотрудников одного из лучших медицинских учреждений республики).
комментарии специалистов
Лилия СОЙФЕР, заместитель главврача Республиканского диагностического центра по организационным вопросам:
'Государственное учреждение здравоохранения 'Республиканский диагностический центр' в настоящее время работает с двенадцатью страховыми компаниями. Часть из них выбрали ГУЗ РДЦ для своих застрахованных как базовое лечебное учреждение. Другие страховщики направляют к нам пациентов из других ЛПУ для более детальных исследований, так как диагностика в ГУЗ РДЦ проводится на очень высоком уровне. Мы стараемся совершенствовать свою работу со страховыми компаниями, обязательно согласовывая с их представителями проведение тех или иных диагностических и лечебных манипуляций. Это позволяет избежать многих ошибок. За качественное медицинское обслуживание несет ответственность как лечебное учреждение, так и страховая компания. Наличие полиса добровольного медицинского страхования (ДМС) для пациентов очень удобно. Застрахованного сопровождают по нашему центру, ему не приходится простаивать в очередях. Сегодня ГУЗ РДЦ располагает хорошим парком аппаратуры, включая ультразвуковой сканер экспертного класса 'Aloka-4000', в нашем диагностическом центре работают высококвалифицированные специалисты, поэтому многие страхоявые компании видят в Республиканском диагностическом центре надежного и верного партнера'.
Ирина СОЛОМЕНЦЕВА, начальник Удмуртского филиала ОАО 'САК 'Энергогарант': 'Мы работаем на рынке страхования уже 10 лет и можем предложить страхователю выбор и в части объема предоставляемых услуг, и по уровню сервиса. Наша компания имеет возможность предоставить клиенту медицинские услуги в любом лечебном учреждении Удмуртии, а также в 70 регионах России, где находятся наши филиалы, что особенно удобно для людей, часто выезжающих в командировки. Для коллективов предусмотрены различные варианты оплаты страховых программ - одним, двумя и большим числом платежей. Существуют программы ДМС, различные по уровню сложности (и цене, соответственно) - от комплексных (амбулаторно-поликлиническое и стационарное обслуживание) до услуг личного врача (для VIP-клиента). В целом ДМС удобно тем, что человек в одном месте может выбрать себе любое учреждение для лечения и профилактики (от простой больницы до курорта в России и за рубежом), тип лечения (как обычное, так и альтернативное), а также получить консультацию специалиста по любому вопросу'.
Алексей БУЛДАКОВ, начальник отдела ДМС ОАО 'Альфастрахование': 'Давайте рассмотрим несколько вариантов страхования. Например, коллективное - корпоративный клиент, конечно, более интересен страховщику, поэтому и полисы в этом случае обойдутся дешевле. Но этот вид сотрудничества ограничен в силу несовершенного законодательства: юридические лица могут выделять на медицинские услуги не более 3 % от фонда оплаты труда. Страхуются же обычно те, у кого позволяют средства и кто думает о социальной защищенности своих работников. Полис на поликлиническое обслуживание им обходится примерно в 600-700 рублей на каждого сотрудника (это самая простая форма страхования). Также организациям на выбор предлагается несколько медицинских учреждений на прикрепление. Теперь об индивидуальном страховании. Чем выше вероятность страхового события (то есть страховых выплат на обслуживание клиента), тем выше размер страхового взноса. То есть если за полисом ДМС придет человек, имеющий хроническое заболевание (о чем мы узнаем из его медицинской карты), то и заплатить ему соответственно придется больше. Когда страховаться приходит здоровый человек, его обычно прикрепляют к одному медицинскому учреждению (на выбор), а поликлинический полис ему обходится в 1,5-2 тысячи рублей. Другое дело - монополисы, когда заведомо больной приходит в больницу, где ему говорят 'покупайте полис' - такая система неприемлема: ведь обычно при такой постановке дела денег, внесенных пациентом, не хватает для проведения всех необходимых процедур. Если говорить о лечебных учреждениях (третья сторона в договоре ДМС), то возьму для примера Республиканский диагностический центр. Большим плюсом является наличие здесь уникального оборудования, хороших специалистов, сопровождение больного (что есть не у всех)'.
Татьяна ДАНИЛИНА, гендиректор брокерской компании 'Регион-полис': 'В системе обязательного медицинского страхования для каждого заболевания определены рамки медико-экономических стандартов. Все, что превышает стандарты, - это сфера платных услуг, а стало быть, платная медицина. Как правило, проблемы у пациента, имеющего полис ОМС, возникают в связи с недостатком информации о тех услугах, которые он может получить для более качественного лечения. Кроме этого, часто само лечебное учреждение не может предоставить весь комплекс медицинских услуг на своей базе, поэтому человек вынужден отправляться на поиски нужных специалистов и методов исследования. И что еще надо подчеркнуть - полис ОМС не всегда гарантирует обратную связь. К примеру, вы обратились к терапевту, тот отправил вас к узкому специалисту, а тот в свою очередь дал направление к третьему. Зачастую связи между этими 'звеньями' цепочки нет. А как должно быть? На Западе существует семейный врач, который знает досконально всю семью, в курсе всех изменений в состоянии их здоровья, а в случае болезни он советует им специалиста, от которого затем получает информацию и планирует вместе с ним весь курс лечения. Что предлагают страховые компании вместе с договором о ДМС? Страховщик отслеживает качество лечения, правильность выставления счетов за процедуры. Он не заинтересован переплачивать лечебному учреждению. В системе ДМС есть еще один очевидный плюс - это же все-таки страховка, поэтому в случае наступления страхового события (болезни) вы получаете больше, чем заплатили за полис. Сейчас же с каждым годом даже в рамках ОМС приходится оплачивать все большее количество услуг, так как бюджетом оно финансируется в последнюю очередь'.