'Повременки', похоже, не избежатьО самой возможности перехода на повременную систему учета и оплаты телефонных переговоров начали говорить еще лет шесть назад, правда, особого резонанса это тогда не вызвало. Другое дело осень 2002 года, когда 'УдмуртТелеком' (теперь удмуртский филиал ОАО 'ВолгаТелеком') заявил о переходе на новый порядок с февраля 2003 года. Тогда о 'повременке' заговорили и даже закричали. На протяжении всей 'освободительной' кампании руководство 'Телекома' часто обращалось к народу: разъясняло, обещало, призывало к пониманию, приводя в качестве аргументов весьма веские доводы - установление социальной справедливости, достижение серьезной экономии, улучшение качества связи и всеобщую телефонизацию. Во имя телефонного рая 'Телеком' согласился даже на отсрочку, за время которой обещал на практике доказать свою правоту. Так в безопасность новой системы поверили многие. Недавно в редакцию 'Д' попало исследование независимых экспертов, которое заставило нас серьезно задуматься над доводами 'телефонистов' и кое в чем даже усомниться.
Миф 1. Перегрузка сетей
Основной целью введения повременной системы оплаты нам называли необходимость разгрузить телефонные сети. Сейчас монтированная емкость их по республике составляет 341 тысячу номеров, из них 184 тысячи приходятся на Ижевск. Связисты подсчитали, что один абонент должен разговаривать по телефону не более 5 минут в день. Этот лимит 3-5% корпоративных абонентов перекрывают в десятки раз, создавая тем самым проблемы оператору связи.

Согласно наблюдениям, проводимым специалистами 'УдмуртТелекома' с апреля 1995 года, каждый абонент в Ижевске наговаривает в среднем от 300 до 350 минут в месяц. В последний год, как только заговорили о введении 'повременки', продолжительность телефонных разговоров увеличилась на 20-30 процентов. Впрочем, связисты рассчитывают, что именно на эту величину снизится нагрузка на линии в первые полгода после перехода на новую систему. В дальнейшем самые 'болтливые' абоненты будут платить за телефон намного больше, чем сейчас, а вот те, кто на лето покидает свои квартиры или часто отсутствует дома, расходы сведут до минимума. Эти доводы эксперты посчитали, мягко говоря, необоснованными. Миф о перегрузке телефонных сетей, особенно Ижевской ГТС, является главным аргументом в процедуре убеждения населения и властей в неизбежности и экономической обоснованности введения 'повременки'. В соответствии с проектными нормами (по данным самарского института 'Гипросвязь') телефонная сеть Ижевска предполагает нагрузку в 0,1 эрланга на 1 абонента сети с 30-процентным запасом по пропускной способности. Иными словами, если абонент разговаривает по телефону по 6 минут в час, то даже во время часа-пик никакой перегрузки сети быть не может. Реально без ущерба для телефонной сети каждый абонент может говорить не менее 45-60 минут в день или 1350-1800 минут в месяц. Перегрузка сети при таком использовании телефона в исключительных случаях возможна только на межстанционных направлениях к устаревшим АТС, емкость которых в Ижевске менее 30 процентов. В то же время все цифровые станции соединены между собой оптоволоконным кабелем с огромной пропускной способностью и в случае необходимости практически без дополнительных капитальных затрат могут наращивать межстанционные связи под еще большую нагрузку.
Миф 2. Обоснованный тариф
Мы не раз слышали, что тарифы на услуги телефонной связи устанавливает не ОАО 'УдмуртТелеком', а Министерство по антимонопольной политике России. При переходе на повременный учет ежемесячная плата за пользование телефоном составит 54 руб. для населения и 80 руб. для организаций. Постоянная составляющая будет взиматься за техническую готовность станционного оборудования. Плата за каждую минуту местного телефонного разговора устанавливается для всех абонентов в размере 11 копеек - с 8 утра до 10 вечера и 6 копеек - с 10 вечера до 8 утра. Ввиду такой гибкости и небольшой (сравнительно с другими городами России) стоимости одной минуты связисты решили отказаться от бесплатного лимита.

На вопрос населения, можно ли избежать 'повременки', руководство 'Телекома' отвечало однозначно, что реальной альтернативой может стать только повышение фиксированных тарифов до экономически обоснованных величин. А по расчетам их специалистов, сегодня это - 8-10 долларов, эта цифра в прессе упоминалась не раз. То есть в случае отказа от повременного учета все будут платить гораздо больше, чем сейчас, и независимо от того, как часто пользуется абонент телефоном. Поэтому предлагаемая система оплаты преподносится как наиболее справедливая и экономичная. Есть в этом доля истины, считают эксперты. Тарифная политика в сфере телефонной связи действительно базируется на рекомендациях МАП РФ и нормативных документах Минсвязи РФ. В основу расчета тарифа положен принцип раздельного (для каждой услуги) учета эксплуатационных затрат предприятия на один телефонный номер. По имеющимся данным, себестоимость эксплуатации одного телефона с учетом рентабельности в 10% в 'Телекоме' составляет примерно от 95 до 110 рублей. Тогда возникает вопрос: по каким рекомендациям и методикам вели расчеты себестоимости местные связисты, если у них получается 'экономически обоснованная' абонентская плата в 8-10 долларов, то есть 240-300 рублей? Объяснение лежит на поверхности. При установлении тарифа на ежемесячную абонентскую плату за номер возможности сыграть в 'наперстки' с МАП у связистов практически нет, так как все цифры для расчетов берутся из официальной государственной статотчетности. Иное дело 'повременка'. Согласно рекомендациям МАП, тарифы на повременную оплату одной минуты разговоров рассчитываются путем деления себестоимости содержания одного номера на среднемесячную телефонную нагрузку в минутах. Словом, от того, на что будем делить, и зависит величина стоимости. Самое справедливое и правильное решение - деление на среднемесячную нагрузку в соответствии с проектными нормами сети - от 1350 до 1800 минут в месяц. Связисты 'продавливают' через МАП свое решение - использовать в расчетах фактическую нагрузку, то есть 300-350 минут в месяц. Кроме того, проверить монополиста просто невозможно, как, впрочем, и регулировать тарифы. Так, завтра 'Ижводоканал' может сказать, что он перекачивает по камскому водоводу в Ижевск всего лишь ведро воды в сутки и себестоимость этого литра станет дороже золота. В подтверждение этих выводов можно заглянуть в публикации 1996-1997 годов на тему внедрения 'повременки' и обнаружить, что в те годы 'УдмуртТелеком' уверял, что каждый абонент говорит по 600 минут в месяц, при этом 300 минут предлагалось включить в бесплатный лимит. Нужно отметить, что затраты на эксплуатацию на цифровых АТС никак не зависят от объема трафика. В структуре себестоимости основными статьями затрат являются - заработная плата работников (кстати говоря, одна из самых высоких в республике, обоснованность чего никем не контролируется) и амортизация оборудования. К сожалению, МАП РФ при регулировании тарифов на услуги связи нигде не учитывает тот факт, что только в России при оплате установки телефона клиент на 80-90% сразу же компенсирует капитальные затраты оператора связи на создание одного телефонного номера, то есть становится полноценным инвестором. Причем инвестиции клиента становятся собственностью компании и дают ощутимый прирост. При отказе, переезде, снятии с абонентского обслуживания телефонного номера эти деньги бывшему абоненту не возвращаются. Кстати, даже самые 'капиталистические' сотовые операторы в России в условиях не регулируемых государством цен уже отказались от платы 'за подключение', в которой и кроется 'инвестиционный тариф'.
Миф 3. Социальная справедливость
Это самый весомый, по мнению специалистов 'Телекома', аргумент, он должен сыграть на чувствах граждан и успокоить недовольных. Но эту самую 'справедливость' обещали только очень простым из смертных, для которых телефон - всего лишь домашний любимец. Тех же, кто по иронии судьбы оказался тесно связан с телефоном профессиональными узами или, напротив, сугубо личными, отнесли к категории активных абонентов, которые будут платить в полном объеме. На них-то и предполагается делать основные деньги.

Правда, в эту категорию совершенно случайно попали общественные организации, большая часть которых обслуживает ветеранов, пенсионеров и инвалидов. Что касается последних, то для них, часто прикованных к постели, телефон - единственный способ связи с миром. 50-процентная льгота на постоянную составляющую абонентской платы положения почти нищего и больного человека не облегчит - говорить придется намного меньше. 'Телеком' согласился расширить список бесплатных номеров, но лишь при условии компенсации затрат. На это не слишком богатая городская администрация не пошла. Пока неизвестна и дальнейшая судьба пользователей Интернета. По информации удмуртского филиала 'ВолгаТелеком', всем интернет-провайдерам еще в прошлом году были отправлены письма, информировавшие о переходе на повременную систему оплаты и предлагающие взять часть расходов на себя, сохранив тариф для своих клиентов. Ответы на эти и другие вопросы пока не получены.