Ижевский 'антиглобалист' Олег Серебренников успел посражаться уже на многих 'баррикадах'.Причиной стало то, что единственный в общежитии телевизор часть студентов хотела использовать для просмотра прямой трансляции BBC News из Ирака, а другие предпочли сериал по местному каналу. Вот такие опасные формы принимает иногда политическая активность молодежи, хотя сражение за телевизор подтверждает в большей степени не столько политизированность студентов, сколько масштаб влияния телевидения на нашу жизнь. Показали по местным телеканалам акцию студентов ИжГТУ, осуждавших войну в Ираке. Попало на экран - значит было. А что было? Небольшая по численности группа студентов, понимая, что взывать к совести граждан США на региональном российском телеканале бессмысленно, агитировала против американских брендов. Правда, никто там не вспомнил о том, что, во-первых, многие западные продукты, продаваемые в России, здесь же и производятся, а во-вторых, часто российские по названию марки, например, пивные или кондитерские, имеют точно таких же западных владельцев, как кола или сникерс. Хорошей пародией на эту акцию стал 'широкий жест' одного из ижевских магазинов, установившего большую скидку в цене для граждан Ирака. Или, например, еще до майских праздников ходили разговоры о запланированном митинге анархистов и антиглобалистов. И в чем же он выразился? Анархисты оказались подростками-рокерами в косухах. После первомайского шествия они собрались у памятника 'Навеки с Россией' - спели под гитару несколько песен Чижа и отправились смотреть 'Байк-шоу'. Слава богу, что нет у нас сейчас молодежного политического экстремизма. Исчез бы еще пьяный экстремизм на ночных улицах. Кажется, в Омске на днях на остановке общественного транспорта началась драка, вызванная отнюдь не политическими разногласиями, а один молодой человек запросто взял и швырнул в толпу гранату. Молодого человека нашли по горячим следам. Оказалось - студент. Вообще, считается, что именно студенческие волнения создают властям наибольшие сложности. На молодежь практически невозможно воздействовать экономически, а применение силы может иметь необратимые политические последствия.
С Сартром наперевес Как раз такой кризис разразился в Париже в мае 1968 года, ровно 35 лет назад. Типичный лозунг, выдвигавшийся тогда студентами, - 'Воображение к власти!'. Сложившийся к тому времени сильнейший, прежде всего эстетический диссонанс поколений, усиленный эффектом толпы, заставил заговорить о студенческих волнениях со всей серьезностью. Между прочим, 60-е, возможно, были единственным десятилетием в истории, когда искусство стало локомотивом общественной жизни. Практически совершенно асоциальная, самоуглубленная пластинка Биттлз 'Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера', вышедшая в 1967 году, стала откровением для множества молодых людей, потому что содержала настоящий эстетический манифест. Или знаменитый французский писатель-социалист Жан-Поль Сартр, отказавшийся в 1964 году от Нобелевской премии лишь потому, что зачисление в круг нобелевских лауреатов 'имеет вполне определенный политический смысл - включение в буржуазную элиту'. Во второй половине 1960-х годов, когда разгорелась война во Вьетнаме, Сартр был избран председателем 'общественного трибунала Рассела', взявшегося за расследование фактов геноцида во Вьетнаме. В Париже 1968 года он, естественно, стал одним из идеологических столпов молодежного движения. Писатель испытывал большие симпатии по отношению к СССР, однако после введения советских войск в Чехословакию в том же 1968 году 'очарованность' Сартра, как и многих других западных 'левых', Советским Союзом улетучилась. Правительству де Голля удалось взять под контроль ситуацию в стране. Жизнь вернулась в нормальное русло, но отголоски молодежного бунта шестидесятых оказали на мир большое влияние.
31,2 процента молодых людей нашей республики хотели бы жить и родиться в другой стране; примерно столько же (30,3%) положительно рассматривают вариант переезда на постоянное место жительства в другую страну. Еще больше - 48,4% - хотели бы покинуть Удмуртию и переехать в другой российский регион.
Урбанизированные рационалисты Молодежи свойственен радикализм, даже если она проповедует самые консервативные взгляды. Сменилось всего лишь одно поколение молодых людей, и на смену идеалистическому протесту приходит доведенный до абсурда рационализм яппи (yuppy - сокращение от young urban professional). В силу чрезмерной занятости молодых профессионалов их движение было совершенно неорганизованным, если не считать нескольких журнальчиков, со страниц которых преуспевающие молодые люди жаловались друг другу на нехватку свободного времени. Тем не менее идеологическая линия движения прочерчена достаточно четко: подчеркнутая лояльность по отношению к государству, высокая ценность семьи, хорошее образование, высокая эрудиция и т. д. Время подражания молодых людей в России колумбийским наркоторговцам с золотыми цепями проходит, и, похоже, российская молодежь начинает усваивать рациональную идеологию яппи. Разница только в том, что на Западе для того, чтобы сделаться преуспевающим молодым профессионалом, достаточно получить хорошее образование и с головой погрузиться в работу, а в России для этого нужно как минимум перепрыгнуть через самого себя, что со строго рациональной точки зрения вообще-то невозможно.
Гора не идет к Магомету Социологические исследования показывают, что картина отношения молодых людей к общественной жизни достаточно расплывчата. В ходе одного из таких исследований, проведенного летом 2002 года в нашей республике социологами из 'Аналитического бюро', выяснились достаточно интересные факты. Например, оказалось, что 31,2 процента молодых людей нашей республики хотели бы жить и родиться в другой стране; примерно столько же (30,3%) положительно рассматривают вариант переезда на постоянное место жительства в другую страну. Еще больше - 48,4% - хотели бы покинуть Удмуртию и переехать в другой российский регион. А 51,3 процента молодых людей Удмуртии настаивают на том, что Россия имеет собственный путь развития, еще 27,2%, скорее, согласны с этим. Арифметически получается, что это могут быть как раз те, кто не жалеет о своем рождении и жизни в России. Они заявили, что их не устраивает процветающее в стране преклонение перед западными ценностями, большинство молодых людей утверждают, что в стране процветает индивидуализм, эгоизм, равнодушие к людям. Вот и выходит, что одна часть молодых людей вообще не связывает собственную судьбу со своей страной, другая уверена в наличии у России особенного, но неопределенного пути развития. То есть, по сути, молодые люди полностью дезориентированы. Что касается политической активности, оказалось, что примерно половина молодых людей старается от случая к случаю следить за политическими событиями. 16 процентов молодых людей внимательно следят за изменениями в политике, в основном это ижевчане, имеющее высшее образование. А вот отношение к политическим партиям у молодежи, как выяснилось, более чем спокойное. Несмотря на всю партийно-завлекательную работу, сторонниками партии 'Единая Россия' считают себя только 10,8 процента молодых жителей Удмуртии. Еще меньше тех, кто симпатизирует Союзу правых сил, - 3,7 процента. И уж совсем мало молодежи, всего 2 процента, участвовало за последний год в политической деятельности.
Магомет идет к горе А между тем в республике сегодня действует 64 молодежных и детских общественных объединения. Общее количество членов таких объединений составляет сегодня около 10 процентов от общей численности детей и молодежи в Удмуртии, что, в общем-то, немало. И это на фоне все более растущего отчуждения молодежи от политики. Деятельность политиков молодежь воспринимает как некий объективный процесс, на который невозможно оказать влияние. Во многом это соответствует действительности. По крайней мере, эффективность обратного влияния намного выше. В конце января 2003 года принята республиканская концепция взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики с молодежными и детскими общественными объединениями на 2003-2007 годы. В качестве одного из принципов взаимодействия провозглашается так называемая субсидиарность, то есть молодежные общественные объединения получают государственный заказ на решение определенных социально значимых проблем с выделением соответствующего финансирования. Для координации действий планируется открыть в республике Дом молодежных и детских общественных объединений. Словом, если молодежь не идет к политикам, политики приходят к молодежи. В том, что молодежные объединения у нас не отделены от государства, нет ничего плохого. Просто инициатива снизу иногда может дать интересную нестандартную идею, обогатить политический арсенал. А вот движения снизу сейчас как раз и не ощущается. Вообще, в Удмуртии за последние десятилетия такое движение приобретало хоть сколько-нибудь осмысленные формы лишь однажды, когда Ижевск вдруг стал Устиновым, а школьники и студенты повально начали носить на внутренней стороне лацканов пиджаков (такая 'фига в кармане') значки с историческим названием родного города. Как известно, вскоре Ижевску вернули прежнее название. Вряд ли в этом есть непосредственная заслуга юных ижевчан, скорее всего, их стихийную политическую активность даже не приняли в расчет, но факт остается фактом - когда многие искренне начинают хотеть одного и того же, даже тайно, у этого желания шанс осуществиться многократно усиливается.