Как обанкротить государствоК банкротству административно-территориальных образований мы пока еще не привыкли, хотя это явление имеет более чем вековую историю. 15 мая исполнился 101 год с тех пор, как о своем банкротстве объявила Португалия - первая в мире колониальная держава, встретившая XX век в полном разорении. В то время ее бюджет в пересчете на российские рубли составлял 120 миллионов, а государственный долг - около 2 миллиардов рублей. То есть, чтобы рассчитаться по своим долгам, Португалии пришлось бы более 16 лет отдавать все свои бюджетные доходы кредиторам. Понятно, что это совершенно невозможно. Вот и приходится кредиторам договариваться между собой, чтобы получить хотя бы часть долга, но по справедливости, никого не обижая и не ущемляя ничьих интересов. В этом и состоит банкротство. В России объем государственного долга составляет сегодня около двух годовых бюджетов, так что до сверхдолгов Португалии начала прошлого века нам еще далеко. Отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту в России сегодня около 40 процентов, а по международному стандарту безопасный для экономики уровень госдолга не должен превышать 60 процентов ВВП. В общем, у наших кредиторов есть все шансы вернуть свои миллиарды.
Семеро на одного Тем не менее летом прошлого года Россия попала в черный список 'большой семерки' наряду с Аргентиной, Турцией, Мексикой и Индонезией как возможный кандидат на банкротство. Тогда на встрече министров финансов стран 'большой семерки' был принят план упорядоченного дефолта развивающихся стран, оказавшихся в финансовом кризисе. Разработка такого плана вызвана тем, что МВФ регулярно выделяет огромные кредиты для 'спасения' отдельных стран, оказавшихся в кризисе. В 90-х годах на эти цели было израсходовано 250 миллиардов долларов. Теперь такие экстренные заимствования предполагается ограничить и проводить единый для всех стран-должников механизм урегулирования претензий кредиторов. Отныне условия о порядке цивилизованного взыскания в случае невозможности должника удовлетворить все требования будут включаться в условия выпуска долговых обязательств, размещаемых на международном рынке. Будет создан даже специальный международный суд по делам банкротства государств. Он будет уполномочен присваивать стране-должнику статус 'суверенного банкрота' и предоставлять ей возможность возвращать долги на льготных условиях. С большинством кредиторов России пока удается договориться, не прибегая к такой унизительной процедуре. С большинством, но не со всеми. Несколько лет уже тянется конфликт Российской Федерации с небезызвестной фирмой Noga, по иску которой Стокгольмский арбитражный суд в 1999 году арестовал счета Банка России и Внешэкономбанка во Франции. В 2000 году российский парусник 'Седов' также был арестован по иску этой фирмы. В 2001 году только вмешательство французского правительства спасло от ареста российские истребители, прибывшие на авиасалон в Ле Бурже. Несговорчивый директор Noga господин Гаон сказал в одном из интервью: 'Я буду арестовывать российскую собственность за рубежом: суда, самолеты, имущество посольств, я буду арестовывать все, что возможно, чтобы получить все деньги до последнего сантима'. И теперь с каждым таким господином нашему правительству придется быть особенно осторожным.
Пожалуйте в яму Принцип 'как они с нами, так и мы с ними' срабатывает незамедлительно. Вскоре после принятия плана банкротства на заседании 'большой семерки' представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, главный в нашем отечестве специалист по дефолтам, сообщил, выступая на встрече с председателями законодательных собраний регионов Приволжского округа в Нижнем Новгороде, пренеприятнейшее известие. На федеральном уровне разрабатывается процедура 'внешнего управления', или банкротства отдельных российских территорий. В качестве 'кандидата' тогда упоминался Ульяновск, имеющий задолженность за энергоносители, превышающую несколько годовых бюджетов города. У Удмуртии в этом плане пока нет поводов для беспокойства, но федеральная бюджетная политика последних лет, в результате которой регионы попадают во все большую зависимость от благосклонности центра, никому не позволяет расслабляться. В Бюджетном кодексе предусмотрены механизмы воздействия центра на регионы, нарушающие бюджетное законодательство, но специального закона, определяющего процедуру банкротства российских территорий, пока нет. Рыночные отношения предполагают равенство перед законом всех субъектов гражданских правоотношений, в том числе государства и муниципальных образований. Поэтому вполне уместными могут быть фантазии на тему, что было бы, если применить существующий сегодня в России Закон 'О несостоятельности (банкротстве) граждан и юридических лиц' - к территориальным образованиям. Этот закон позволяет возбудить по отношению к предприятию процедуру банкротства в том случае, если оно более трех месяцев не расплачивается по своим долгам. А трехмесячная просрочка сегодня наверняка отыщется в госдолге любого российского региона. По закону о банкротстве граждан и организаций предполагается созыв собрания кредиторов, на котором должно присутствовать не менее половины от их числа. Если применить это условие к территориям-должникам, легко можно вообразить себе такое собрание, скажем, на Центральной площади Ижевска. Многотысячная толпа, состоящая из измученных матерей, до сих пор не получивших свои законные детские пособия, лощеных банкиров и ушлых фондовых спекулянтов, разговаривающих сразу по двум сотовым телефонам. Впечатляющее, фантастическое зрелище! Но любая фантастика, как показала история, имеет свойство рано или поздно превращаться в реальность. Или еще более фантастической ситуацией стало бы создание в России саморегулируемой организации арбитражных... губернаторов, подготовленных к тому, чтобы в случае чего немедленно приступить к наведению порядка на проштрафившейся территории. Арбитражные губернаторы, как и нынешние арбитражные управляющие на предприятиях, должны были бы в обязательном порядке застраховать свою ответственность. Вдруг что-нибудь не то наворотят на вверенной территории - страховщик незамедлительно возместит убытки. Или самое интересное - учитывая существующую практику по предприятиям-банкротам, не исключен и вариант, когда, например, на месте города-должника возникает новая административная единица, в тех же границах, только с другим названием и 'очищенная' от долгов. Вот уж весело заживем.
Привлекательность - на любителя Это, конечно, все шуточки, но доля правды в них есть. Несмотря на кажущееся улучшение ситуации с долгами, Удмуртия не может позволить себе, как Российская Федерация, бездефицитный бюджет. В Законе 'О бюджете Удмурт-ской Республики на 2003 год' разница между расходами и доходами определена в размере 14,8 процента от объема доходов бюджета. А это ни много ни мало - около 1,375 миллиарда рублей. Значит, республиканскому правительству придется занимать. А где долг, там и просрочка. Нестабильность положения республики на финансовом рынке можно проследить по тому, насколько разнятся оценки нашей инвестиционной привлекательности и кредитоспособности, сделанные разными источниками. Например, по оценкам рейтингового центра информационного агентства АК&М, по итогам 2001 года Удмуртия входила в десятку регионов с наилучшими показателями по долговой нагрузке на бюджет, обогнав даже таких 'китов', как Башкортостан и Московская область. А вот по оценкам рейтингового агентства 'Эксперт РА' и журнала 'Эксперт', за 2001-2002 годы по показателям соотношения инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков в регионе Удмуртия попала в число субъектов с пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным риском. Такой разнобой в оценках вызван тем, что республика напрямую зависит от федеральной налоговой и бюджетной политики. А еще потому, что в качестве цивилизованного заемщика мы пока себя практически никак не зарекомендовали. Государственных ценных бумаг, свободно обращающихся на бирже, у Удмуртии нет. Акции наших предприятий тоже не относятся к числу 'голубых фишек', а раз фондовый рынок у нас недостаточно развит, может произойти все что угодно. И оказаться в 'долговой яме' для нашей республики вполне реальная опасность. Для того чтобы правительство всегда было начеку, можно предложить финансово-архитектурный проект - дополнить гордость Ижевска - торжественную эспланаду, спускающуюся от Центральной площади к пруду, новым архитектурным элементом: где-нибудь повыше монумента 'Навеки с Россией' вырыть символическую 'Долговую яму'. В ней можно открыть, к примеру, кафе 'Банкрот', казино 'Злой кредитор' или магазин 'Отходы конкурсного производства'. Чтобы из окон Дома правительства всегда было видно, что Удмуртия, конечно, навеки с Россией, но если что, добро пожаловать под откос.