фото Напомним, что недавняя идея московских реформаторов, так называемые государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), если и не погибла 'на корню', то перестала активно обсуждаться в прессе. ГИФО уступили место механизму контрактно-целевой подготовки, которая берет свое начало аж с 1995 года, а фактически - со времен социализма.
Почему не состоялись ГИФО? Система именных финансовых обязательств задумывалась как новая форма финансирования вузов - нормативно-подушевая. Идея была следующая: по результатам сдачи единого госэкзамена (ЕГЭ) предполагалось выдавать 5 категорий обязательств: А+ (А плюс), просто А, Б, В, Г. Соответственно, две первые - А плюс и А - это те, кто отлично сдал выпускные экзамены, они получали бы возможность поступать в вуз на бесплатной основе - государство оплатило бы их обучение. А остальным при поступлении пришлось бы полностью или почти полностью платить из своего кармана. Условно говоря, выпускник с категорией А+ 'приносил' бы вузу 18,7 тысячи рублей. Категория А стоила бы 10,6 тысячи, категория Б - 5,3 тысячи рублей. Этими мерами Минэкономики и Минобразования преследовали несколько целей: внедрить рыночный механизм в систему высшего образования, повысить конкуренцию среди вузов, повысить качество образования, наконец. Однако на стадии разработки цифры 'усохли': А+ - 9375, А - 7500, а Б - 3750 рублей. Проректор УдГУ Сергей Решетников считает, что идея ГИФО была крайне несовершенна, поскольку не учитывала всех нюансов обучения студента. Многие вузы имеют огромные учебно-производственные площади, полигоны, содержание которых обходится дорого. Именно на таких специальностях обучение студента реально стоит не 19 тысяч рублей, а во много раз больше. Вузы в любом случае не получат полного возмещения своих издержек. Они и так сегодня получают не более трети от потребности. Виталий Журавлев, ректор УдГУ, и вовсе считает ГИФО прямым нарушением Конституции РФ: 'Государство либо полностью оплачивает обучение студента, либо вовсе не оплачивает'. Пока же объективная картина такова - доля первокурсников, несущих в казну вуза денежку, с каждым годом растет (см. диаграмму).
На благо Отечества Противники вышеописанных новаций Минобразования считают абсурдными эти затеи. Такое невозможно, считают они, как вечный двигатель или всеобщее счастье. Поголовная коммерциализация образования приведет к нравственной деградации системы образования. Ослабит общественные институты семьи, религии. Тем не менее сама по себе проблема остается - сегодня вузы готовят специалистов, не будучи связанными никакими обязательствами перед государством. Иными словами, государство пока никак не вмешивается в процесс 'социального заказа' на то или иное количество специалистов различного (и какого именно) профиля. Да, нынче число юристов-экономистов превысило всякие разумные пределы, но это проблема их трудоустройства, вуз же свою миссию на этой стадии выполнил - подготовил грамотного специалиста. Как известно, эпоха перестройки полностью ликвидировала прежнюю, еще советских времен систему подготовки специалистов с их последующим трудоустройством путем распределения. Полагали, что рынок волшебным образом станет сочетать интересы личности, общества, высшей школы и народного хозяйства. Что, собственно говоря, худо-бедно и выполнял механизм распределения, обеспечивался приток на производство квалифицированных специалистов, решая проблему безработицы. А теперь эйфория прошла. Многие из нынешних выпускников вузов с приближением дня окончания 'alma mater' ждут этого часа с тревогой - диплом есть, а вот где взять работу? И деканат тут им не помощник. По информации того же Сергея Максимовича Решетникова, в прошлом году из почти полутора тысяч выпускников университета больше половины были распределены по организациям социально-бюджетной сферы, то есть получили статус молодых специалистов. Со всеми вытекающими отсюда льготами, положенными еще по законодательству советских времен: начальство не вправе уволить их в течение трех лет, их дети могут ходить в детский сад по льготной путевке и т.д.
Будущее за контрактом Надо сказать, что целевая контрактная подготовка уже успешно функционирует в вузах. Есть две ее разновидности. Классический, это когда предприятие или государственный орган выделяет средства на подготовку будущего специалиста. Как правило, конкурс среди претендентов на целевую подготовку отдельный и незначительный, но происходит он в рамках контрольных цифр приема студентов, претендующих на обучение за счет федеральных средств. Этим способом, кстати говоря, чаще всего происходит 'уравнивание' шансов на поступление для выпускников сельских школ, поскольку все чаще ребята из районов поступают и учатся именно по контрактам, оплаченным районными администрациями, которые, соответственно, рассчитывают через положенное время получить образованного специалиста, ведь не секрет, что село ощущает серьезный кадровый голод среди специалистов едва ли не всех сфер экономики. И второй вид контракта - когда работодатель приходит уже к третьекурсникам и среди них отбирает того, в ком нуждается его предприятие. Как и в первом случае, здесь также заключается трехсторонний договор между студентом, работодателем и вузом. Студент-контрактник ничем от своих коллег по курсу не отличается - те же права и обязанности, определенные уставом учебного заведения. Учат их так же, как всех. Правда, в университетском Положении о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним образованием есть такой 'поощрительный' пункт 7: 'Успевающим студентам, обучающимся в рамках целевой контрактной подготовки, устанавливается государственная стипендия, которая выплачивается за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации...'
На взгляд из министерства Надо сказать, Удмуртия оказалась среди лидеров в деле освоения контрактной системы. Вот что рассказал об этом главный специалист Госкомитета по науке, высшему и среднему профессиональному образованию УР Юрий Щипакин: - Такая система закреплена Постановлением Правительства УР от 23 июня 2001 года 'О целевой контрактной подготовке'. Уже тогда за счет средств республиканского бюджета возможность обучаться в вузах Удмуртии получили 494 человека из 1200 подавших заявления. В УдГУ поступили 127 человек, в ИжГТУ - 102, в Сельхозакадемию - 66 и в Глазовский пединститут - 56. Главным образом это ребята из сельских районов Удмуртии. Республика выделила вузам за каждого из поступивших по 15 тысяч рублей по строке 'развитие материально-технической базы' (приобретение оборудования, ремонт). Обучение же оплачивает федеральное Министерство образования. Из бюджета региона на обучение выпускников из села ушло около семи с половиной миллионов рублей. После окончания учебы специалист, учившийся по контракту, обязан отработать на своего спонсора не менее трех лет. В основном это предприятия социально-бюджетной сферы, министерства, ведомства. В этом году, правда, внесены изменения в этот документ: вследствие серьезного дефицита бюджета теперь на одного 'целевика' будут тратить не 15 тысяч, а только половину от этой суммы - 7,5 тысячи рублей. Остальные деньги придется находить самому претенденту и его работодателю. Хотя введен пункт о льготных категориях абитуриентов, за обучение которых из бюджета выплачиваются все 15 тысяч рублей. Заявок уже сейчас около 1400, но шансы пройти есть только у 700 человек. По системе целевых контрактов Министерство образования заказало Удмуртскому университету обучение 120 человек, Министерство культуры - 30, Госкомспорт - 10 специалистов. ИжГТУ будет готовить 120 контрактников. Минсельхозпрод заказывает сельхозакадемии подготовку 220 агрономов, инженеров и экономистов. В Медакадемию государственный заказ на 120 человек поступил от Министерства здравоохранения. В Глазовском пединституте будут учиться 80 контрактников.
Что дальше? Как видим, государство вновь пытается вернуть однажды утраченные ресурсы и рычаги управления различными секторами системы образования. Через государственные органы идет госзаказ на подготовку специалистов, главным образом, для бюджетных отраслей - в школу, правоохранительные органы, в сельское хозяйство, а ведь именно здесь работа в смысле заработка малопривлекательна для современной молодежи. А крупные предприятия пока еще не очень охотно прибегают к такой системе, ведь, помимо расходов на учебу, за молодого специалиста придется отчислять в государственную казну энную сумму, да и прав у такого специалиста больше, с ним надо будет считаться. Процесс реформирования всей системы образования - от детского сада до вуза - сегодня одна из самых острых проблем в нашем обществе. Как обеспечить экономическую состоятельность отрасли и не ущемить социальную сторону дела? Как заинтересовать и простимулировать производственный сектор? Жизнь вносит свои коррективы в ход реформ. Пусть они будут во благо граждан и страны в целом.
таблицаКСТАТИ * В этом году Министерство образования РФ вводит новую ступень проверки знаний тех выпускников, которые претендуют на получение золотых и серебряных медалей: их соберут вместе в отдельном помещении, и специальная комиссия придирчиво оценит, заслужили они медали или нет. Произойдет это прямо в ходе ЕГЭ. В школах Удмуртии это новшество введут уже со следующего года. * Система договоров между школой и вузом, существовавшая вот уже в течение пяти лет, в этом году будет отменена. Соответственно, уйдут в прошлое и совмещенные экзамены. Это связано с тенденцией уравнивания возможностей выпускников, которую, как считают реформаторы, несет в себе ЕГЭ. * С 2004 года все вступительные экзамены во все вузы на все факультеты (кроме физкультуры, искусства), сдаваемые вне системы ЕГЭ, будут в письменной форме.