фото Речь пойдет о детской хирургии. Повод для этого есть - нынче кафедра детской хирургии отмечает 40-летие, а клиника детской хирургии - 35 лет со дня своего основания. Наш собеседник - доцент кафедры, детский хирург Татьяна Пчеловодова:
- Что меняется в Вашем контингенте с ходом времени?
- В 60-70-х годах преимущественно были гнойные больные, сейчас ситуация совсем другая. Гораздо чаще обращаются со злокачественными новообразованиями, специфическими инфекциями, дети с врожденными патологиями, часто не совместимыми с жизнью. Добавилось проблем и в связи с недавней передачей в нашу компетенцию подростков.
- Какие проблемы, на Ваш взгляд, сейчас наиболее остры? - Не хватает площадей. Особенно подростков нам трудно нормально подготовить к операции. Нет палат для детей со специфическими заболеваниями, хотя бывают уже и с диагнозом 'туберкулез', много наркоманов и токсикоманов. Иногда не хватает аппаратуры - взять ту же лапароскопию, всех обслужить мы не можем, а нуждающихся много.
- Платные услуги не могут вам помочь? - Они у нас оказываются нецелесообразными - наши-то затраты намного больше. И связано это с нашей спецификой. Скажем, мамы стараются лечь в стационар вместе с маленькими детьми - им нужно, чтобы палата была с холодильником и телевизором, но даже платно мы не можем их разместить - нет площадей. Конечно, оказываем платные услуги и амбулаторно - желающих принимаем без направления или проводим лапароскопическое обследование. Хотя не надо думать, что заплатил - и все будет идеально. Ведь не все зависит от врача и техники. Чудо и за деньги не купишь.
- Расскажите о Вашей преподавательской работе, о кафедре. фото- Кафедра ежегодно выпускает примерно пять детских хирургов. Их обучают врачи высшей категории, в том числе три профессора и два доцента. Практически все сотрудники кафедры - они же и клиницисты - проводят обходы в отделениях, консультируют больных, выполняют сложные операции. Заведует кафедрой ректор ИГМА профессор Николай Сергеевич Стрелков. Кстати, это единственный в России ректор, берущий дежурства в клинике. Кроме того, он ведет студентов, читает лекции, как все остальные.
- Есть ли какие-то особенности в вашей отрасли по сравнению с другими регионами? - Мы, например, столкнулись с тем, что в других областях высокая летальность по остеомиелиту и некоторым врожденным порокам. А у нас наработаны методы быстрой диагностики тех же пороков и дети от остеомиелита в Удмуртии практически не умирают, получая своевременную хирургическую помощь.
- А что представляет сложность и для Вас? - Те же врожденные пороки. Успешно мы лечим еще далеко не все. Сложнейшие операции выполняют наши врачи на мочевыделительной системе, наши врачи-травматологи даже выезжают в Санкт-Петербург для передачи опыта своим коллегам. Пороки опасны тем, что идут на фоне каких-то соматических состояний или целым комплексом. В таких случаях даже лучшие хирурги могут не справиться.
фото- Как складываются отношения 'врач - пациент' при такой специфической 'публике'? С их родителями? - Сложно бывает с подростками - они стали более агрессивными. Часто их приводят к нам в состоянии опьянения, 'надышавшихся'. Есть проблема сокрытия причин травмы - не все рассказывают, что с ними произошло. Скрывают беременность, специфические заболевания, наркоманию. Поэтому бывают случаи, когда подросток, поступивший в стационар, пытается пробраться в процедурную, перевязочную в поисках наркотиков. Они знают все названия, дозы, иногда требуют, чтобы им ввели их перед операцией. В таких случаях мы приглашаем психиатров, наркологов.
- Вам нравится Ваша работа? - Мне интересно работать со студентами, видеть результаты своих трудов. То же самое и с пациентами - при хирургическом лечении сразу видно, что получаешь в итоге. Мои коллеги, преподающие на кафедре, иногда делают выписки из историй болезни, составленных студентами, и потом делают сборники анекдотов. Нашу работу скучной не назовешь.
70 лет Ижевской государственной медицинской академии
Николай Стрелков, ректор ИГМА:

'В апреле 1933 года Совнарком СССР принял решение об открытии в Ижевске медицинского института с одним факультетом. В том же году были приняты и первые студенты. С этого времени началась история ИГМИ, ныне - академии. В становлении академии участвовали ведущие ученые того времени, фактически бывшие ссыльной интеллигенцией из крупнейших городов Союза. С началом Отечественной войны основной состав преподавателей и студентов был призван в армию, но учебный год для всех курсов был завершен. Подготовка врачей в институте не прекращалась в самые тяжелые времена. Преподаватели, помимо обучения студентов, работали в госпиталях. Так, главным хирургом эвакуационных госпиталей республики был профессор Семен Иванович Ворончихин, успешно лечивший раненых. В послевоенные годы открылись новые факультеты - педиатрический, стоматологический, повышения квалификации, позже - высшего сестринского образования. Несмотря на то что государственное финансирование составило по 2002 году всего 26 процентов от минимально необходимого, вуз активно развивается. За последние пять лет кандидатов и докторов наук было подготовлено больше, чем за всю предыдущую историю ИГМА. В академии возникают новые научные школы и направления, в последние годы до стадии производства были доведены две разработки наших ученых. Одной из них заинтересовалось Минобороны РФ, а благодаря второй только за один год в Узбекистане летальность по остеомиелиту снизилась почти на 10 процентов'.
Виктор Лютин, главврач детской горбольницы номер 2:
'Детская хирургия как специальная отрасль появилась в Удмуртии в 1958 году, когда на базе МСЧ ?4 открылось отделение на 40 коек. Сейчас детская хирургическая служба располагает 330 койками, детские хирурги оказывают круглосуточно экстренную помощь и работают по вызовам санавиации. За 45 лет работы у нас сложился уникальный коллектив: четыре кандидата медицинских наук, три лауреата Государственной премии, девять заслуженных работников здравоохранения УР, три отличника здравоохранения РФ. Более половины врачей имеют первую и высшую квалификационную категорию - вряд ли в России есть клиники более 'интеллектуальные'. Жаль, что таких специалистов не могут обеспечить достойными условиями труда - здания больницы были построены еще в 1917 году, состояние их так и осталось 'дореволюционным', на ремонт требуется 45 млн рублей. Вместо них на ремонт одного из корпусов мы недавно получили... 757 тысяч из запланированных 7 миллионов. Финансирование больницы удовлетворено на 43 процента, мы не можем даже оплатить жилищно-коммунальные услуги. Но эти проблемы не сказываются на качестве нашей работы. В 2002 году хирурги провели около 5 тысяч операций - больше всех в республике! Послеоперационный период у наших пациентов протекает успешно - у нас самый низкий в республике показатель пребывания больного в стационаре и самая низкая в Уральском регионе детская летальность по хирургическим заболеваниям. В этом году мы планируем открыть отделения искусственной почки. Несмотря на трудности текущего периода, мы с уверенностью смотрим в будущее. И у нас есть чем гордиться'.