фото Несмотря на важность рассматриваемого документа, на слушаниях не присутствовал ни мэр, ни его заместители, ни жители города. Из сорока участников большую часть составили должностные лица, ответственные за экологию на предприятиях города, представители общественных и проектных организаций. Представил программу начальник городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Николай Попов. Он с прискорбием сообщил о практически нулевом эффекте от предыдущей программы на 1998-2003 годы, в ходе исполнения которой не удалось ни на грамм улучшить экологическую обстановку в Ижевске. Поэтому часть мероприятий оттуда перешла в новую программу. Самыми масштабными среди них, пожалуй, можно назвать завершение строительства объездной автодороги, перевод автотранспорта на газовое топливо, строительство ливневой канализации, восстановление ряда очистных сооружений. Кроме того, запланировано обустройство поймы речки Карлутки, чистка русла речки Чемошурки и донных отложений Ижевского пруда. В деньгах новая программа 'тянет' на кругленькую сумму: 925 млн рублей из бюджета России, 1,1 млрд - из бюджета республики и 1,3 млрд - из городского бюджета. 349 и 362 млн соответственно направят промышленные предприятия Ижевска и будущие застройщики. Разработчики не без гордости отметили, что программу сверстали в рекордно короткие сроки - за полгода. Торопились, чтобы утверждение документа совпало с формированием бюджета на следующий год. Приглашенные на слушания оптимизма Николая Михайловича не разделили и посчитали невозможным принимать программу в ее нынешнем виде. Претензии у критиков следующие. Не сформулирована конечная цель, которую надлежит достигнуть в результате выполнения намеченных мероприятий; не сделаны расчеты предполагаемого эффекта от выполнения мероприятий - непонятно, станет ли чище городской воздух и вода. Представитель городского Центра санэпиднадзора посчитал неразумным выделять огромные средства (порядка 2 млн) на реконструкцию родников, поскольку вода в них все равно не отвечает санитарным нормам, а высвободившиеся деньги направить на благоустройство городского пляжа и 'диких' мест отдыха. Упоминание о них в программе отсутствует. Крайне проблематичным участники посчитали и перевод транспорта на газовое топливо из-за элементарного отсутствия достаточного числа газовых заправок, их на территории города от силы две-три. А вот перевести на газ общественный и ведомственный транспорт не только можно, но и нужно. Снова был поднят вопрос о вывозе мусора. Первая карта полигона ТБО по Нылгинскому тракту уже переполнена на 2 метра по сравнению с проектными расчетами. Сейчас получено разрешение временно вывозить мусор на старую свалку по Сарапульскому тракту. За время полуторамесячной передышки будет достроена новая карта, для которой уже закуплены необходимые расходные материалы. Правда, такой метод утилизации панацеей назвать нельзя. Чтобы через несколько лет город не потонул под тоннами мусора, нужно искать новые методы переработки. Сейчас существуют современные технологии, когда при утилизации мусора можно получать как тепловую, так и электрическую энергию. Но для начала Николаю Попову посоветовали хотя бы определить состав этого самого мусора. До сих пор не решен вопрос с автокооперативами, 'посаженными' на русло речки Подборенки, которых, по водному законодательству, там быть не должно. Как заметил г-н Попов, у владельцев тамошних гаражей есть год, чтобы что-то предпринять. Поскольку у города денег на эти цели нет, Николай Михайлович предложил членам автокооперативов скинуться и начать строительство современных многоэтажных паркингов. Завершая мероприятие, Николай Попов обещал учесть все замечания и как следует доработать документ, прежде чем выносить его на рассмотрение городской Думы. Несмотря на существенное количество серьезных замечаний, разработчики надеются на утверждение программы еще до конца лета.