фото Напомним расклад по состоянию на начало этого года: Москва (управление делами президента, чьим структурным подразделением и были пресловутые ГУПы-ФГИКи) официально высказалась за немедленную ликвидацию этих 'монстров', не укладывающихся ни в правовые, ни в налоговые рамки существующего законодательства. Республиканские власти, в частности, сам президент Волков неоднократно на повышенных тонах требовал 'разобраться' со ФГИКами. Наконец, 1 апреля (какая ирония!) началась передача имущественного комплекса от ГУПа акционерам. Крупное предприятие, каким является КМЗ, в одночасье не перелопатить - процедура инвентаризации находится в стадии обработки результатов. Но уже сейчас очевидно, что из 1700 тонн металла, переданного среди прочего ФГИКу, фактически наличествует только четверть объема. Тогда же, в 2000-м, переданы 'варягам' были и два недоделанных тепловоза, из-за которых сейчас разгорелся сыр-бор: администрация ФГИКа претендует на то, чтобы, продав эти машины, 'закрыть' вырученными средствами свои долги перед работниками. И третий пример 'рачительного' хозяйствования - весь парк легковых автомобилей накануне ликвидации ФГИКа был предусмотрительно выведен и переоформлен на фирму 'Транс-лизинг', 'близкую' Минпрому. Но это одна сторона медали. Есть и другая. 'Отеческая забота' министра о предприятии на протяжении трех лет конфликта между ФГИКом и акционерами всегда выражалась в безоговорочной поддержке московского 'директора' Сергея Кравченко и местного ставленника Юрия Агафонова (по сути, доверенного лица самого министра). Не было даже попытки 'стать над конфликтом', сыграть роль третейского судьи, хотя, в сущности, именно таким, беспристрастным, должно было бы быть участие Минпрома. А точнее пристрастным - но не к интересам 'чужого дяди', а к интересам республики, города Камбарки и его градообразующего предприятия. Но год назад, на пике конфликта, министр пригрозил строптивым акционерам, что если выйдет не по его, то КМЗ обанкротят. Хотя еще в декабре 2002 г. на президиуме районного совета депутатов тот же Армянинов 'под протокол' заверил собравшихся, что он берет на себя всю ответственность за обеспечение предприятия заказами и гарантирует социальную стабильность на заводе. А вот и 'цена' его слова - к 1 апреля у завода не было ни единого заказа. В марте, как известно, в Ижевске с визитом был министр путей сообщения Геннадий Фадеев (а МПС - головной заказчик для КМЗ, который специализируется на тепловозах и иной технике для железных дорог). В ходе визита обсуждался 'портфель заказов' от МПС предприятиям республики. Назывались немалые суммы. В том числе были обещаны заказы Камбарскому машиностроительному, 'Буммашу' и другим предприятиям. Но и эти обещания до сих пор остаются на бумаге. Не прямая ли обязанность министра приложить все возможные усилия, чтобы предприятия наконец заработали? Вряд ли Андрей Анатольевич с этим согласится. Ведь он-то знал, что говорит, когда уже в ходе передачи имущества от ФГИКа акционерам прилюдно заявил: 'Вы не сможете работать!'. События начала лета показали, что годичной давности угрозы начинают сбываться. По иску околоминистерской (расположена на 2-м этаже Минпрома) фирмы 'Желдормаш' (директор - все тот же 'карманный' Юрий Агафонов) в конце июня Арбитражный суд с четвертого захода (!) все-таки принял решение о введении на КМЗ процедуры внешнего наблюдения и назначил 'наблюдающего'. При этом 'истец' перекупил долги КМЗ в сумме 952 тысячи рублей, что составляет смешную сумму в сравнении с балансовой стоимостью предприятия в 280 млн рублей и размером 'кредиторки' в 6 миллионов. При таком раскладе остается предположить, что, по всей видимости, не обошлось без 'административного нажима' на тех, от кого ждали 'нужного' решения. Да, сегодня положение на Камбарском машиностроительном очень тяжелое: рабочие (а их на предприятии более тысячи) находятся в частично оплачиваемых отпусках с сохранением двух третей от среднего заработка, более чем скромного по нынешним меркам. Длительные задержки с выплатой ФГИКом зарплаты даже привели к резкому обострению социальной напряженности - возмущенные рабочие вышли на шоссе, угрожая перекрыть движение. Только так им удалось привлечь внимание властей к своим проблемам. Именно тогда правительство в экстренном порядке в два приема перевело ссуду местной администрации, благодаря чему удалось погасить долги по зарплате. Но ссуду надо будет возвращать, а из каких прибылей, если предприятие, 'оздоровленное' 'варягами' и 'попечением' родного министра, осталось буквально у разбитого корыта, то есть без профильных заказов? Новый директор Вячеслав Лихачев, которому акционеры вверили руководство заводом в апреле, говорит: - Первоочередная задача - привести предприятие в порядок. Наладить финансовую систему, систему учета, привести в соответствие структурные взаимоотношения. А главное - привлечь заказы МПС и иные, не связанные с железной дорогой. Не может предприятие стоять на месте; если нет движения вперед, то оно деградирует. У Вячеслава Лихачева солидный послужной список. Он из нового поколения топ-менеджеров, становление которых пришлось уже на пору реформирования российской экономики, а потому не боится ни работы, ни трудностей. Среди первых достижений директора - компьютеризация бухгалтерии; частичное погашение долгов по электроэнергии; погашение кредита Сбербанка. Особой строкой стоит сбережение на плаву 'сельхозцеха' КМЗ - его подсобного хозяйства, которому грозила при предыдущей администрации продажа с молотка. Следующий акт 'драмы' под названием 'Армянинов против Камбарки' должен стать решающим: удастся ли Камбарскому машиностроительному своими силами встать на ноги, имея Минпром не советчиком и поводырем, а откровенным агрессором? Не забудем, что впереди - зима, а завод отапливает всю Камбарку, и опять заложником может стать население, как это уже было не раз, если не хватит ума, настойчивости и доброй воли у действующих лиц и исполнителей.