Расклад изменился, когда стали известны итоги выборов в Госсовет второго созыва, где перевес сил отошел к тем, кто представлял крупный бизнес в республике. Виктор Хорошавцев создал фракцию 'Единство', а Юрий Шестаков и Евгений Богомольный стали основой фракции 'Промышленников и предпринимателей'. В результате премьером избрали наиболее сильного из четырех потенциальных кандидатов. И это был, конечно, далеко не лучший вариант для Волкова, которому для сохранения за собой поста Председателя Госсовета УР пришлось принять условие самых влиятельных людей в Удмуртии. Правда, и для бизнеса Ганза стал компромиссом, призванным уравновешивать слишком разные интересы. С одной стороны, между Волковым и деловыми кругами, с другой - разводя интересы уже внутри самих деловых кругов. Роль эта оказалась явно неблагодарной. Итог известен: уже через год с небольшим, определяясь с кандидатурой будущего президента Удмуртии, большая часть директорского корпуса вновь повернулась в сторону Волкова. Сегодня, спустя три года, очевидно, что выбор этот не смог удовлетворить всех. И не мог. Более того, Волков усвоил урок 1999 года и сумел за прошедшее время изменить политические условия, теперь ему уже не надо советоваться с бизнесом при решении вопроса: кто должен возглавлять правительство Удмуртии? Подпишет указ и представит кандидата на согласование предельно управляемому Госсовету УР. И все. Другое дело, что причин, которые могли бы побудить президента Волкова искать замену премьеру Питкевичу, совсем мало. Первое - это если сам Юрий Питкевич по каким-то соображениям решит поменять работу; второе - если Александр Волков вынужден будет начать искать себе преемника. В отличие от ситуации пятилетней давности, когда все возможные кандидаты в премьеры относились к поколению родившихся в середине 40-х-начале 50-х годов, сейчас настает черед тех, чьи даты рождения пришлись на середину 50-х-начало 60-х. Естественно, из их числа должны быть исключены все, кто хоть в какой-то мере находился в контрах с Александром Волковым. Тогда среди уже прошедших близкую к премьерской школу управления останется совсем немного возможных кандидатов в премьеры с перспективой на политическое наследство. Есть, правда, еще один вариант, основанный на том, что опираться в своих планах президент Волков может исключительно на административные ресурсы. Так что нельзя исключить повторения уже не раз случавшихся прецедентов с быстрым карьерным ростом кого-нибудь из нынешних глав районных администраций. Политическая цена такого преемника будет соответствующей, но, судя по всему, самого Александра Волкова это мало смущает. Лишь бы, как говорится, человек был хороший. Тех, на кого может 'лечь глаз' президента, можно вычислить уже сейчас, но рассматривать их фамилии вряд ли имеет смысл. Хотя бы потому, что их шансы переместиться в президентский дворец (какие бы планы здесь ни строились) на таком коротком временном участке ничтожно малы. Остаются четверо, занимавших или занимающих сейчас посты вице-премьеров, а также находящихся на близких по номенклатурному статусу должностях. Это вице-премьер по экономическим вопросам Валерий Богатырев (1957 г.р.), вице-премьер по топливно-энергетическому комплексу Виктор Савельев (1963 г.р.), бывший вице-премьер и нынешний генеральный директор Удмуртской топливно-энергетической компании Андрей Осколков (1964 г.р.) и первый вице-мэр Ижевска Александр Ушаков (1960 г.р.). Амбиции, необходимые для участия в больших политических проектах, есть у всех четверых, но характер их проявления существенно различается. Кроме того, большое значение здесь имеет привязка карьерной истории каждого из этой четверки к политической карьере самого Волкова. Первый, кто может не пройти через этот 'фильтр', - Виктор Савельев. Важный шаг в его стремительном административном подъеме связан не с Волковым, а с управляющим 'Удмуртнефти' Евгением Богомольным, который и рекомендовал его на министерский пост в правительстве Николая Ганзы. Александр Волков безусловно давал согласие и на министерское назначение Савельева, и на вице-премьерское, но это связано не столько с политической лояльностью, сколько с дефицитом кадров в правительстве на специалистов-геологов. Грубо говоря, при взвешивании всех 'за' и 'против' Виктор Савельев может показаться Волкову, что называется, слишком умным. А это не главное, что потребуется для реализации плана с передачей политической власти. Прежде всего, преемник должен быть близок президенту по духу, фактически вхож в семью. Здесь шансов больше у Александра Ушакова, он тоже из Глазова, и все назначения в Ижевске связаны исключительно с Волковым, они с президентом даже тезки - оба Александры Александровичи. И нынешний пост вице-мэра - это почти тот же уровень, с которого десять лет назад начинал свою республиканскую карьеру нынешний премьер Юрий Питкевич. Но слишком явные привязки могут оказаться и минусами, когда пойдет речь о необходимости мобилизовать все возможные ресурсы. Есть и некоторые личные особенности - Александр Ушаков больше подходит на роль аппаратного политика (так же, как и Питкевич), а преемнику придется быть максимально публичным. Возможно, в силу перечисленных выше доводов от потенциальной четверки останется в конце концов только пара Богатырев-Осколков. Министр экономики, руководитель банка 'Евразия', а с апреля вице-премьер Валерий Богатырев был с Александром Волковым с самого начала его премьерской карьеры. Все экономические проекты раннего Волкова оформлялись в соответствующую лексику исключительно силами министерства Богатырева. А 'Евразия' с его назначением туда вообще была святая святых политической системы. Школу выборов, правда, Богатырев не проходил, но у него и не было в этом служебной необходимости. Что касается некоторых публичных навыков, то они должны остаться от прошлого (командир зонального стройотряда, преподаватель мехинститута). Андрей Осколков вошел в политический мир республики ярче, чем Валерий Богатырев, - победив на выборах в Госсовет при почти полном отсутствии политического опыта. Но зато с богатым опытом организации бизнеса. И почти тут же получил назначение на ведущее, но погрязшее в долгах предприятие - ОАО 'Удмуртнефтепродукт', а еще спустя полтора года стал самым молодым (после к тому времени уже покинувшего правительство Сергея Чикурова) вице-премьером Удмуртии. Сегодня Богатырев сидит на его бывшем месте, но только потому, что Осколков получил от президента Волкова на реализацию важный в политическом плане проект - объединение оставшихся у республики предприятий ТЭК. И если говорить о финансовой составляющей реализации политической преемственности, то ее судьба как раз сейчас находится в руках у Осколкова. Зато Богатырев гораздо лучше чувствует себя в недрах больших бюрократических структур, чем предприниматель Осколков. И на него может сориентироваться чиновная молодежь, у которой появится шанс быстрого продвижения по служебной лестнице. Будут ли разные варианты преемственности конкурировать между собой за окончательный выбор Александра Волкова? - вопрос риторический. Скорее всего, будут. Ведь дело не только в личных отношениях друг с другом каждого из перечисленных кандидатов в преемники. Просто вокруг достаточно много людей, чьи политические перспективы прямо зависят от выбора президента. И это, скорее всего, станет одной из основных политических интриг будущего года в случае переизбрания президента Волкова на второй срок. Остается только сделать сноску на то, что сам Александр Волков, столько лет положивший на реализацию своей политической мечты - стать первым президентом Удмуртии, наверняка будет испытывать сложные чувства к тому, кто может прийти на его место. Кто бы он ни был...
фото