Штрафовать станет удобней Напомним, что с принятием этого документа последние связывали обретение дополнительных прав и свобод. В частности, водители очень надеялись, что наконец-то отпадет необходимость торговаться с гаишниками или слезно молить их посмотреть на нарушение сквозь пальцы, чтобы избежать штрафа. Поначалу так, собственно, и было: теперь за превышение скорости или непристегнутые ремни безопасности не нужно было отстегивать очередной полтинник. В случае согласия водителя с тем, что нарушение было, инспектор выписывал постановление-квитанцию и все. Но позже выяснилось, что квитанцию-то эту нужно оплатить, выстояв очередь в Сбербанке. И, что самое интересное, принести потом оплаченный квиток в ГИБДД! Сделать это необходимо в добровольном порядке в течение 30 дней. В противном случае, по словам сотрудников ГИБДД, документы отправляются в службу судебных приставов. А те, в свою очередь, должны взыскать с нарушителя указанную сумму. Но... Жизнь показала, насколько несостоятельным оказался такой механизм. Суды и без того были перегружены всевозможной текучкой, а потому ходить и ловить нарушителей-неплательщиков приставы просто не успевают. К тому же, если по истечении 30 дней штраф все еще не уплачен, пени, согласно КоАПу, не назначаются. А если с момента нарушения прошел год, а судебные приставы водителя так и не нашли, то тогда оно и вовсе 'прощается', то есть 'постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение одного года со дня его вступления в законную силу' (ст.31.9). Естественно, в нашей стране, где законопослушных граждан в части уплаты штрафов можно по пальцам пересчитать, основная масса нарушителей, которых так и не наказали, - махнула на все рукой. Была не была. Не нашли в первый раз, не найдут и во второй. Более того, некоторые водители стали собирать постановления и бережно хранить их в бардачке своего авто, хвастаясь при этом их количеством. Другие демонстративно выбрасывали их тут же, прямо на глазах у изумленных гаишников. Ясно, что это, в первую очередь, ударило по бюджету. По словам начальника удмуртского ГИБДД Михаила Березуева, взыскиваемость выписанных штрафов в начале мая текущего года составляла всего 34 процента. То есть основная масса нарушителей штрафы не оплачивала. А раз денег недополучает бюджет, то, соответственно, меньше их достается и в целом ГИБДД, не говоря уже о рядовых инспекторах. Во-вторых, и это куда более весомый аргумент, с точки зрения обывателя, резко возросло количество нарушений на дорогах. Особенно увеличилось число нетрезвых водителей. За шесть месяцев текущего года сотрудниками ГИБДД было выявлено 6205 любителей выпить за рулем, что в 1,5 раза больше, чем было задержано за аналогичный период 2002 года. И если в прошлом году из них было оштрафовано 1825 человек, то в этом - в 3 (!) раза меньше. А из четырех с лишним тысяч дел по нетрезвым водителям, направленных в суды, - в настоящее время рассмотрено всего 2850.
Эврика, или Я нашел!
В том, что закон оказался несостоятельным, сейчас согласны уже все. Поговаривают даже, что не сегодня-завтра в КоАП внесут изменения. Но пока это только разговоры. Действовать федералы не торопятся. Тем временем республиканские власти решили взять инициативу в свои руки. Оказывается, с начала лета, то есть уже с 1 июня, удмуртские гаишники, наряду с выписыванием постановлений-квитанций, взимают прямо на местах и штрафы. А делается это на основании распоряжения министра МВД УР Николая Арзамасцева за номером 1/163 от 26.05.03 г. Распоряжение начинается со слов: 'В соответствии со ст. 28.6, 32.3, 32.2 КоАП РФ...' и далее следует мотивировка вынесения данного распоряжения. К документу прилагается также разъяснение, предназначенное для внутреннего пользования, в котором указано, что сумма штрафа, взыскиваемого на месте совершения правонарушения, не должна превышать 50 рублей. Кроме того, оговаривается, что штраф уплачивают те, кто добровольно согласен это сделать и не оспаривает свое правонарушение. Далее приводится перечень статей, по которым разрешено взимать штрафы на месте. Это статьи: 12.1 - 12.3, 12.5, 12.6, ч.1 ст. 12.9, ст.12.13 - 12.16, ст. 12.19, 12.20 и 12.29. По словам сотрудников ГИБДД, это распоряжение не противоречит федеральному законодательству. Более того, в Приморье такая практика существует с марта текущего года. И никаких протестов со стороны прокуратуры на то, что нарушается федеральный закон, вынесено не было. Странно только одно. Почему о существовании подобного документа общественность узнает лишь спустя месяц со дня введения его в действие? И имеет ли этот документ законную силу и не противоречит ли КоАПу?
Алексей Рогозин, 'ЮА 'Лекс', юрист: 'Статья 28.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ указывает, что в случае совершения административного правонарушения в области дорожного движения постановление о назначении административного штрафа оформляется постановлением - квитанцией установленного образца (ст. 32.3), а сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию в течение 30 дней с момента назначения административного наказания (ст. 32.2). В связи с этим вызывает серьезные вопросы распоряжение министра МВД УР номер 1/163 от 26.05.03 г., которое вводит практику взимания административных штрафов на месте совершения административного правонарушения в области дорожного движения. Особо удивляет, что распоряжение оперирует именно указанными выше тремя статьями, которые и запрещают то, что оно разрешает. Возможно, господ из МВД ввела в заблуждение содержащаяся в части 1-й статьи 28.6 отсылка к статье с названием 'Исполнение постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения' (ст. 32.3). Однако они не учли, что порядок взимания административного штрафа, назначенного за совершение правонарушения в области дорожного движения, предусмотрен частью 3-й статьи 32.2 КоАП РФ, которая прямо указывает на способ уплаты физическими и юридическими лицами административных штрафов, - 'Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 32.3 настоящего кодекса'. Весьма вероятно, что отсылка к статье 32.3 КоАП РФ также способствовала ошибочному толкованию КоАП. Коллизия решается просто - административные правонарушения в области дорожного движения не являются правонарушениями, за которые административные штрафы могут быть взяты на месте совершения'.
КоАП и жизнь
Говоря простым языком, все нарушения ПДД, которые являются административными правонарушениями, описаны в главе 12-й. В этой же главе указаны виды и размеры санкций. В КоАПе отмечены также такие нарушения ПДД, за которые назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда (МРОТ) - 100 рублей. За непристегнутые, к примеру, ремни безопасности или незначительное превышение скорости - от 10 до 20 км/ч можно вынести предупреждение, а можно штраф в размере 1/2 МРОТ. Но чаще почему-то назначается второе. Формально данные правонарушения попадают в категорию нарушений, штрафы за которые можно брать на месте. Однако в статье 28.6 указано, что за административные правонарушения в области дорожного движения штраф вносится нарушителем в банк или иную кредитную организацию, а не взыскивается на месте. Это значит, что не правы наши гаишники, когда предоставляют водителю выбор - платить на месте или идти в Сбербанк. Не правы, когда грозят непрохождением техосмотра в случае неоплаты квитанций. Ведь принимался кодекс как раз для того, чтобы лишить инспекторов возможности взыскивать с водителей 'живые' деньги на месте. Хотя, с другой стороны, большинству законопослушных автолюбителей гораздо проще заплатить 50 рублей сразу и ездить со спокойной душой дальше. Это, собственно, и является главным аргументом для сотрудников ГИБДД, который повлиял на вынесение распоряжения министром МВД УР номер 1/163. А может быть, вместо того, чтобы придумывать, как собирать деньги, лучше бы совершенствовать работу судебных приставов и самих гаишников? Ведь в ч. 4 ст. 32.2 говорится, что при неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный законодательством, 'копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей..., вынесшим постановление: в отношении физического лица - в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов...' Система взимания штрафов за нарушения правил дорожного движения слишком долго была хорошо отлаженной и в принципе очень удобной (для МВД-ГАИ) 'машиной для отъема денег', поэтому нынешняя ситуация по вполне понятным причинам воспринимается 'отлученными' от потока структурами как 'ненормальная'. Но возможен и иной взгляд. Что если на самом деле это и есть нормальный 'процент изъятия', ведь подавляющее число полтинников взимается именно за такие 'правонарушения', как непристегнутые ремни и ничтожное превышение скорости, за которые, положа руку на сердце, более чем достаточно добросовестного водителя просто предупредить. С этой точки зрения, нынешнее 'падение объемов' штрафов - это естественный показатель того, сколько их (штрафов) и должно быть. По-честному.
Время сна. Гибнут на дорогах республики чаще всего ночью
Оказывается, самыми злостными нарушителями правил дорожного движения согласно статистике являются мужчины с более чем десятилетним стажем вождения.

В этом году они стали виновниками 95 ДТП. С небольшим отставанием от них следуют те, чей водительский стаж составляет 5-10 лет, - 89 происшествий. И замыкают 'рейтинг' нарушителей мужчины, севшие за руль год назад. На их счету 48 аварий. А вот женщин в этом черном списке виновников ДТП всего шесть. Как видно, ездят они куда более осторожно, нежели сильная половина человечества. Что же касается аварийности на дорогах, то самым жарким месяцем в этом году стал холодный май. В республике было зарегистрировано 158 дорожно-транспортных происшествий. Далее следуют июнь и апрель - 121 и 117 ДТП соответственно. А вот март, хотя и не попал в тройку 'лидеров' по количеству происшествий, зато побил рекорд по числу летальных исходов. В марте на дорогах Удмуртии погибли 27 человек, что в три раза больше, чем было зарегистрировано в 2002 году. Из дней недели наиболее неблагоприятным для путешествий является суббота - 107 аварий произошло в этом году именно в субботу. Чуть меньше - 106 ДТП - случилось в пятницу. А вот на третьем месте, как ни странно, - среда. На этот день пришлось 101 происшествие. Середина недели унесла и больше всего жизней - 22 человека разбились на дорогах республики именно в среду. Наконец, в какое время лучше всего не браться руль? Согласно статистике с 18 до 19 часов в Удмуртии происходит 40 ДТП, с 20 до 21 часа - 38 аварий. А вот летальным исходом заканчиваются по большей части происшествия, случившиеся в период с часа до двух ночи. Природа предназначила это время для глубокого сна, поэтому ездить в это время, конечно, нежелательно. Всего же за шесть месяцев текущего года в республике произошло 621 ДТП, 196 из них - в Ижевске.