фото Или с каким напором пускать воду для мытья машин. Захватывающая дискуссия, и не только потому, что от результата обсуждения будет зависеть размер ежегодных членских взносов, а потому еще, что речь-то идет о своем, личном обустройстве. Дебаты в нынешних представительных органах власти происходят совсем по-другому. Одни депутаты оперируют процентами роста, удельным весом, нормативами бюджетной обеспеченности и другой макроэкономической заумью. И фонари во дворах становятся уже не фонарями, а сетью коммунального освещения. Другие взывают к абстрактному гуманизму и человеколюбию. Но те и другие стараются под шумок подрисовать нолик к заветной цифирке. Окажись такой лоббист, улаживающий свои узкокорпоративные дела за общественный счет, на собрании кооператива, толку от его стараний, уверен, не было бы никакого. Потому что люди там вершат не чужие судьбы, а собственную.
Муниципалитеты умножатся на три Смысл местного самоуправления как раз в том и состоит, чтобы людям, объединенным проживанием на общей территории, было дано право решать часть своих проблем самостоятельно. Известно, что хорошо отлаженная машина работает сама. Машина власти - не исключение. Видимо, исходя из этого тезиса, Владимир Путин, 'собрав Россию', 'построив вертикаль', вплотную занялся проблемами местного самоуправления. За время президентства Владимира Путина административное деление России обогатилось семью федеральными округами, во главе которых стоят представители президента, призванные не допускать самоуправства на вверенной территории. А вот самоуправление - пожалуйста. И вероятно, скоро у нас появится множество новых муниципальных образований. В проекте Федеральной программы социально-экономического развития РФ до 2005 года дается прогноз, что их число может увеличиться втрое. Дело в том, что на подходе новый закон 'Об общих принципах местного самоуправления в РФ', основным результатом которого станет возникновение, помимо городских и районных муниципальных образований, еще и муниципалитетов более мелкого в территориальном плане масштаба - в городских и сельских поселениях. И эти муниципальные образования будет наделены главным атрибутом настоящей власти - собственным бюджетом. Возможно, что в недалеком будущем не депутаты из райцентра будут 'спускать' селянам сметы бюджетного финансирования, а они сами смогут вволю пообсуждать, куда потратить пусть небольшие, но все-таки деньги, имеющиеся в их распоряжении. И есть надежда, что уж они-то, как никто другой, зная, где какие дыры нужно залатать в первую очередь, распорядятся этими средствами наиболее эффективно. Хотя бы потому, что все друг друга знают и лапшу себе на уши повесить не дадут.
Земские корни Преобразования Путина - не 'ноу-хау' президентской администрации. Земская реформа, последовавшая в России за отменой крепостного права, была направлена как раз на то, чтобы люди всех сословий могли по-хозяйски обустроить свою территорию. И что было очень важно - все посчитать. В огромной империи правящему оку в каждый двор и на каждую пасеку просто не заглянуть. Образ земского деятеля дошел до наших дней в основном в виде литературных персонажей интеллигентов-подвижников, шедших в народ, чтобы поднимать образование и здравоохранение. Однако не менее важными среди них были те, кто поднимал счетоводство, землеустройство, статистику. Земство имело достаточно широкий круг полномочий, естественно, четко очерченный центральной властью. В Положении о земских учреждениях подчеркивалось, что 'заведование земскими делами уездов и губерний предоставлено самому населению уезда и губернии на том же основании, как хозяйство частное предоставляется распоряжению частного лица, хозяйство общественное - распоряжению общества'. Было выделено три основных принципа самоуправления: круг общинных дел отличен от государственных, община является субъектом специально принадлежащих ей прав, а потому государственное вмешательство в ее дела недопустимо, и третий - должностные лица самоуправления являются общинными, а не государственными чиновниками. Муниципальные служащие и сейчас не являются государственными чиновниками, этот принцип сохранен. Формально декларируются и два других, но, если разобраться, их реализация в условиях существующей системы достаточно затруднительна. Есть ли для человека, не связанного с перипетиями бюрократической жизни, принципиальное отличие представителей муниципальной власти крупного города, например Ижевска, от чиновников республиканского уровня? Скорее всего, никакого. Аппарат управления, задачи и суммы бюджетных средств, которыми оперируют муниципалитет столицы субъекта федерации и администрация этого субъекта, вполне сопоставимы. В таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, идея муниципальной власти на уровне всего города сразу была трудноосуществимой, поэтому эти два города и получили статус субъектов федерации, то есть являются государственными, а не муниципальными образованиями.
Административное равновесие Суть небезызвестного конфликта Удмуртия-Ижевск состояла как раз в том, что столица республики оказалась слишком крупным для небольшого субъекта муниципальным образованием, в силу чего его независимость была особенно заметна. И потому Законом Удмуртской Республики от 17.04.1996 ? 186-I 'О системе органов государственной власти в УР' государственная власть в Удмуртии должна была фактически распространиться на муниципальный уровень. А границы местного самоуправления отодвигались на уровень локальных территорий. Вот цитата из закона: 'территориями муниципальных образований в Удмуртской Республике, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, являются сельские поселения, поселки, части городских поселений в границах жилых комплексов'. Это очень напоминает положение детища Президента Путина - нового закона 'Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации'. Там тоже говорится, что муниципальной единицей становится поселение, правда, при этом у существующих муниципальных образований сохраняются права местного самоуправления. Добавляется еще один бюджетный уровень, и теперь бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в его состав, составляют консолидированный бюджет района. Государство и самоуправление в идеале уравновешиваются: два государственных бюджетных уровня (федерация и субъекты) и два муниципальных. Баланс - большое дело не только в счетоводстве, но и в общественно-политической жизни. Если движение сверху происходит одновременно с движением снизу, то они непременно должны сойтись где-нибудь к всеобщему удовольствию. А движение снизу (если, конечно, новый федеральный закон будет принят и, самое главное, реализован в точном соответствии с написанным) может получиться достаточно эффективным. В проекте закона есть целая глава, посвященная формам осуществления населением своего самоуправления. Среди этих форм - местный референдум, сход граждан в поселениях, имеющих более сотни жителей, наделенных избирательным правом, правотворческая инициатива группы граждан и даже территориальное общественное самоуправление, то есть самоорганизация граждан по месту жительства. Это может быть микрорайон, многоквартирный жилой дом или даже подъезд, или сельский населенный пункт, не дотягивающий до того, чтобы стать поселением, то есть попросту глухая деревня. Цель территориального самоуправления - самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения. Новый закон предлагает систему, достаточно схожую с земской. Даже доходные источники схожие. В земстве тоже основным источником средств были поступления от сборов на недвижимое имущество: земель, лесов, фабрик, заводов, доходных домов. А одним из основных доходов современных муниципалитетов станет налог на недвижимость, который целиком будет поступать в распоряжение местных бюджетов. А такой термин, как 'самообложение', то есть установление на муниципальной территории разовых платежей на определенные цели, сохранился в законе один к одному. Причем вопросы введения и использования средств самообложения решаются на местном референдуме или сходе граждан. Вообще-то, и сейчас жители домов собираются иногда для обсуждения своих проблем. В уставах многих муниципальных образований Удмуртии, например, регламентируется проведение таких сходов граждан, в некоторых районах решениями депутатов приняты положения о проведении сходов и собраний. И самообложением занимаются, правда, стихийно - скидываются на новый замок в подъезде или оплату консьержки. Сейчас под все это будет подведена общероссийская законодательная база. Работа идет. Удастся ли, пользуясь словами Б.Н. Чичерина, превратить местное самоуправление в организацию общества 'как оно есть'? Впишется ли в это 'как оно есть' нынешняя бурная нормотворческая деятельность на ниве местного самоуправления? Поживем - увидим.