фото В итоге слово 'страхование' прочно вошло в словарный запас многих россиян. Это событие, несмотря на негативную реакцию части населения, в дальнейшем должно вызвать интерес россиян к страхованию в целом, что обеспечит более динамичное развитие рынка страховых услуг. Официально итоги первого полугодия 2003 года еще не подведены, поэтому в данном обзоре мы лишь отметим общие тенденции в развитии страхового рынка Удмуртии. В рейтинге видов страхования кардинальных изменений не произошло. По-прежнему лидирует автострахование (угон плюс ущерб), следом идет страхование дачных домиков, домашнего имущества и, наконец, здоровья и жизни. С последним видом страхования, по выражению страховщиков, особенно 'глухо'. Как правило, он имеет целенаправленный либо сезонный характер - например, страхуют детей на период отдыха в летнем лагере, от клещевого энцефалита на три месяца, на время проведения каких-либо спортивных соревнований. По мнению Владимира Лигаченкова из МРСК, более или менее положительная динамика по данному виду страхования поддерживается только за счет приложения дополнительных усилий со стороны компаний. Между тем в страховании жизни отмечается значительный рост страховых сумм - если год назад клиент страховался в среднем на 10 тысяч рублей, то сегодня - на 30-50. И все же преодолеть установку большинства клиентов на то, что 'со мной ничего не случится', очень сложно, поэтому в области личного страхования страховой агент, скорее, предложит вам застраховаться по накопительной системе. В 'Альфастраховании' также подтверждают рост интереса к накопительному виду страхования. По страхованию домашнего имущества, к которому население относится примерно так же, как к страхованию жизни, наметился небольшой рост по сумме взносов. Объемы страхования дачных домиков продолжают в этом году нарастать. На сегодняшний день, по оценке специалистов МРСК, их застраховано уже 50-60 процентов от общего числа. Соотношение заключенных договоров по страхованию домашнего имущества и домиков, по некоторым оценкам, составляет в этом году приблизительно 2:10. Рост числа клиентов в 1,5-2 раза по страхованию автотранспорта сами страховщики склонны объяснять широкой пропагандистской кампанией в связи с введением ОСАГО. Но, возможно, в случае с той же МРСК основной стимул для автовладельцев построен на административном ресурсе. Как известно, по решению ГИБДД после 1 июля ни один автомобиль не сможет пройти техосмотр, если он не будет застрахован. Застраховаться предлагают прямо 'на месте' - в расположенном в здании ГИБДД представительстве МРСК. При наличии в республике не менее десятка страховых компаний и их представительств такая эксклюзивность в отношениях МРСК и ГИБДД наверняка идет на грани антимонопольного законодательства. Но прижатым необходимостью побыстрей пройти техосмотр автовладельцам приходится принимать данные условия, так сказать, в 'добровольно-принудительном' порядке. Страхование 'автогражданки' на добровольной основе всегда существовало в виде довеска к 'Каско' (угон плюс ущерб), поскольку сравнительно небольшой размер страховой суммы - а больше чем на 30-50 тысяч рублей клиент обычно не соглашался - позволял минимизировать взнос. Страховщики прогнозируют, что рост сборов в области автострахования произойдет не только по ОСАГО: в некоторых компаниях ожидают, что двое из десяти страхователей 'автогражданки' приобретут и полисы 'Каско'. Как правило, автострахованием интересуются молодые люди, имеющие свой бизнес. Как следствие, иномарок и отечественных автомобилей среди застрахованных авто примерно равное количество. Участники рынка страхования отмечают, что количество активных клиентов, благодаря вступлению закона об ОСАГО в силу, заметно увеличилось. Это связано также с тем, что одним из обязательных условий покупки машины в кредит является его страхование. Тех, кто одновременно страхует разные виды рисков, по-прежнему немного. Более популярной остается и схема пропорциональной ответственности, когда имущество страхуется не на полную стоимость. Так как россияне страхуют в основном имущество, а его пока у населения не так много, развитие страхового рынка почти напрямую определяется экономической ситуацией. Судя по прошлогодним суммам страховых сборов в соседних субъектах, уровень жизни в Удмуртии оставляет желать лучшего. О том же говорит и интерес к региональному рынку московских страховых компаний - за весь прошлый год открылись всего два новых филиала (СОГАЗ и 'Рессо-Гарантия'). Конечно, с Татарией, где только компании с региональной пропиской собрали в 2002 году более 3 млрд рублей, сравнение далеко не в нашу пользу - все компании, работающие в республике, включая филиалы московских, собрали 732 млн рублей. Но и в Пермской области, которая не имеет таких бюджетных преференций, как Татарстан, одни местные страховщики собрали 1,3 млрд рублей взносов. В связи со слабым охватом страхованием и предприятий, и населения с введением ОСАГО специалисты прогнозируют в текущем году рост рынка страхования Удмуртии более высокими, чем в среднем по России, темпами.
Первые шаги 'автогражданки' могут оказаться последними
Ажиотажный спрос на полисы ОСАГО после вступления в силу с 1 июля закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств превзошел ожидания страховщиков.

Народ расхватывает полисы, которых не хватает. Тем не менее все еще может измениться. Непопулярный закон наверняка станет разменной монетой на предстоящих выборах в Госдуму РФ, а затем и на выборах президента России. В свете возможной отмены "автогражданки" продажа полисов может быстро сойти на нет. Накануне введения закона об ОСАГО в действие в Думу поступила законодательная инициатива группы депутатов под руководством Виктора Илюхина об отмене закона на основании того, что он нарушает свободу выбора граждан и этим противоречит Конституции. Поставленный Илюхиным вопрос будет рассмотрен на осенней сессии. Поскольку это будет последняя сессия перед парламентскими выборами, депутат считает, что у его инициативы хорошие шансы. Против закона в том виде, в котором он сейчас действует, выступают не только коммунисты. Обращение к премьеру Касьянову о снижении страховых базовых тарифов еще 18 июня подписали руководители центристских фракций. Внимание правительства заострялось на том факте, что нынешний размер тарифа не учитывает финансовые возможности малообеспеченных слоев населения. И хотя эта акция во многом напоминает принятый депутатами Госсовета Удмуртии документ против "повременки" за неделю до ее введения в Ижевске, она лишний раз продемонстрировала политическую значимость закона об ОСАГО. Ведь разработкой этого законопроекта занимались депутаты из "Единства". Один из главных разработчиков, Анатолий Аксаков, даже предлагал отсрочить вступление закона в силу на 1,5 года, чтобы и государство, и страховщики могли нормально подготовиться к этому событию (как известно, сейчас наблюдается тройной по сравнению с планом дефицит полисов и особенно стикеров, которые Гознак не успевает печатать). За приостановку и изменение закона выступает и председатель Движения автомобилистов России, сопредседатель "Либеральной России" Виктор Похмелкин, портретами которого увешаны рекламные щиты по всему Ижевску. Одной из проблем Похмелкин считает то, что минимальный срок страхования по закону - полгода, при том что большинство водителей ездит сезонно, по 3-4 месяца в году. Пока политики с помощью закона об ОСАГО страхуют свои политические риски, те автовладельцы, которым нужно проходить техосмотр, активно осаждают офисы продаж страховых компаний. По данным "Российского союза автостраховщиков", 1 июля по всей России было приобретено 50 тысяч полисов ОСАГО и даже было зарегистрировано два страховых случая. Кстати, отсутствие стикера на лобовом стекле (их пока не хватает) не может являться причиной отказа в регистрации или проведении техосмотра. Главное - наличие полиса ОСАГО. Те, кто успел пройти техосмотр до 1 июля и зимой ездить не собирается, теперь ждут весны. Ведь до президентских выборов снег еще не сойдет.