фото Один доллар - символическая цифра. Может быть, тогда американская валюта и стала тем долларом, который вполне может претендовать на роль символа западной цивилизации. Не случайно спустя год на американских купюрах появилась надпись 'In God we trust' ('Мы верим в Бога'), призванная, вероятно, обеспечить владельцу зеленой купюры божественное покровительство и приподымавшая расчетный инструмент над его прозаической сущностью. Официально признанный международными организациями порог нищеты - это тоже один доллар на человека, только не в час, а в день. Сегодня минимальный размер оплаты труда в США составляет 8 долларов в час и, следовательно, превышает границу нищеты в 64 раза. А что же в России? Наша сегодняшняя 'минималка' составляет 450 рублей в месяц, совсем недавно принят закон, согласно которому с 1 октября 2003 года она увеличится до 600 рублей. И тогда она станет чуть больше 10 центов в час, то есть полтора процента от североамериканской минимальной зарплаты. Единственное, чем мы можем похвастаться, - это то, что средняя зарплата в России перешагнула однодолларовый рубеж американской 'минималки' образца 1955 года, правда, цены тогда были другие, но это для самоуспокоения можно в расчет не принимать. Причем, к сожалению, сказанное относится к среднероссийской, а не к среднеудмуртской зарплате. В начале 2003 года она равнялась 3650 рублям, то есть около 0,7 доллара в час. И это средняя начисленная зарплата; не будем забывать, что, как это ни ужасно, на сегодняшний день у нас еще не редкость заработки, близкие к МРОТ. Но для большинства россиян все-таки 'минималка' - это условная величина, база для расчета зарплаты, пособий и всевозможных штрафов. Например, она служит начальной точкой для расчета ставок единой тарифной сетки (ЕТС) оплаты труда бюджетников. Если минимальную заработную плату все-таки приведут к величине прожиточного минимума (в Удмуртии во II кв. 2003 года - 2004 рубля в месяц), как записано в Трудовом кодексе РФ, то при существующей тарифной сетке бюджет государства этого просто не выдержит. Может быть, поэтому спешными темпами и разрабатывается реформа ЕТС - чтобы бюджетникам в случае значительного увеличения МРОТ 'много не показалось'. Сегодня российские законы о минимальной зарплате находятся в прямом противоречии с Трудовым кодексом. В этом вопросе сложилась парадоксальная ситуация: не привязать 'минималку' к прожиточному минимуму было нельзя, это противоречило бы здравому смыслу. Но и реализовать эту норму на практике нынешний бюджет не в состоянии. Даже профсоюзам тут пришлось пойти на компромисс. В Федерации независимых профсоюзов России при работе над кодексом подсчитали, что минимальная зарплата в стране при существующих ценах на товары и услуги должна быть около 6 тысяч рублей, а средняя - 15 тысяч. Но практической задачей Федерация профсоюзов назвала повышение МРОТ к 2002 году до 60 процентов от прожиточного минимума. Ста процентов по плану профсоюзов нужно было достичь к 2003 году. То есть сегодня можно констатировать, что 'программа минимум' провалена. 'Минималка', от которой ведется расчет зарплат бюджетников, пусть медленно, но все-таки увеличивается, а вот МРОТ, используемый при начислении пособий, не увеличивался с 1 января 2001 года и на сегодня составляет 100 рублей. Правда, от этой же сотни начисляются всевозможные штрафы, но законопослушным гражданам от этого не легче. Законодатели в настоящее время даже рассматривают законопроект о разделении этих двух 'минималок'. Величину, используемую для начисления штрафов и пособий, предлагается назвать 'единой расчетной суммой', размер которой будут устанавливать отдельным законом. Станет ли от этого легче людям, неизвестно, но, по крайней мере, наша минимальная зарплата лишится хотя бы некоторой части своей условности, чем так удобно прикрываться, когда речь заходит о необходимости повышения уровня жизни. Все-таки сущность минимальной зарплаты в том, чтобы на государственном уровне, с учетом расходов для нормального воспроизводства рабочей силы, дать людям гарантию жизни без угрозы здоровью и, наконец, застраховать их от 'заговора работодателей' с целью установления на рабочую силу монопольно низкой цены. Труд в России традиционно дешев, и при отсутствии политической воли со стороны власти его цена вряд ли вырастет.
Новые рецепты - старые болячки
Как известно, законодательно устанавливаемая 'минималка' едина для всех предприятий и организаций - и частных, и государственных. Но для негосударственного сектора это весьма мягкое ограничение, по сути, является единственным.

Не секрет и то, что коммерсанты до сих пор достаточно широко практикуют теневой оборот, при котором существенная часть денежных доходов наемных работников выводится из-под налогообложения. Бороться с этим пробовали по-разному. Владимир Жириновский, например, предлагает перейти к так называемой однокомпонентной денежной системе, при которой наличный денежный оборот будет практически ликвидирован. Денежные купюры заменят денежными жетонами, хождение которых будет ограничено исключительно расчетами между гражданами. Другой проект - оплату труда во внебюджетных организациях предлагают устанавливать не только минимальную, но и нормативную, то есть обоснованную; и все заработки сверх этого уровня, например в ресурсодобывающей сфере, не включать в затраты, а выплачивать из прибыли организации. Минимальный размер оплаты труда во внебюджетных организациях предлагается установить в процентном отношении от расчетной нормативной величины зарплаты (около 30 процентов). Сегодня больше разговоров идет о размере зарплаты, но и старая проблема ее невыплат в Удмуртии грозит новым обострением. По состоянию на 1 апреля текущего года задолженность организаций, подавших сведения в органы статистики, перед своим персоналом составила 409,2 миллиона рублей, увеличившись за три месяца (!) на 18 процентов. В Удмуртии численность работников, вовремя не получающих зарплату, на сегодняшний день - около 113 тысяч человек.
Обязательства - нижестоящим
Принятые недавно Госдумой изменения в Закон 'О минимальном размере оплаты труда', помимо увеличения размера минимальной зарплаты, содержат еще и немаловажное положение о порядке установления 'минималки' представительными органами субъектов Российской Федерации. Субъекты смогут повышать минимальную зарплату на своей территории сверх минимального уровня, устанавливаемого законом РФ. То есть федерация переложила ответственность по регулированию заработной платы на регионы.

Установление минимального уровня оплаты труда - это одна из ключевых обязанностей государства. Но не секрет, что российская история - это история сплошного неисполнения государством своих обязательств. Взять хотя бы последнее десятилетие. 1992 год - тысячи процентов инфляции, уничтожившие сбережения граждан. Затем грабительские финансовые пирамиды. Это были, конечно, частные структуры, но их появление стало возможным из-за элементарного неисполнения государством своих регулирующих функций в экономике. В конце концов оно само решило сыграть в пирамиды и выпустило государственные краткосрочные облигации (ГКО), долги по которым впоследствии отказалось платить как самый заправский мошенник. Череда финансовых крахов 90-х - это острые шоковые явления, а вот недоплата за труд в России - болезнь хроническая. И неизвестно, что является первопричиной: то ли заработки низки вследствие низкой производительности труда, в разы уступающей западной, то ли наоборот. Но так или иначе, если работник нанят и не уволен, его труд должен оплачиваться таким образом, чтобы обеспечить ему и его семейству хотя бы сносную жизнь. И задача государства - следить за тем, чтобы этот принцип неукоснительно соблюдался. Теперь эта задача частично возложена на государственную власть второго уровня - представительные органы субъектов. Думается, что в Москве пойдут на увеличение МРОТ на своей территории - у них для этого есть финансовые возможности. То, что они найдутся и в Удмуртии, - весьма сомнительно. Сегодня наша республика по размеру заработной платы среди республик и областей Приволжского региона занимает шестое место, после Пермской и Самарской областей, республик Татарстан и Башкортостан, Нижегородской области. И уж тем более не входит она в десятку российских регионов, обеспечивающих основную долю поступлений в федеральный бюджет. Денежные доходы на одного жителя в I квартале 2003 года у нас составили 2499 рублей, то есть чуть выше 2004 рублей, составляющих прожиточный минимум. Скорее всего, нам придется лишь радоваться за более благополучных соседей и уповать на то, что федеральные законодатели вовсе не отменят нижний порог минимальной зарплаты.