В июле 2003 года на территории Удмуртии собрано 1 млрд 893,2 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 253,2 млн руб. больше, чем в июне. Правда, резко увеличились затраты еще и по статье прочих расходов, но не менее двух третей из этих средств точно ушли в Дорожный фонд, лишь 'отметившись' в бюджете республики. Ставшие причиной данной путаницы при анализе июльской отчетности поступления от акцизов на бензин, дизтопливо и автомасла сначала резко раздули сумму налоговых доходов, а затем испарились при сведении общих доходов с расходами месяца. В результате реальная ситуация с исполнением бюджета в июле, пожалуй, выглядит хуже, чем год назад. Во всяком случае, тогда и общая сумма собранных на территории Удмуртии налогов была выше на 6,7 %, и остатки средств на счетах бюджетных учреждений выросли за месяц на 13,5 %. Нынче прирост остатков составил всего 313 тыс. руб., то есть почти ничего. Таким образом, рост доходов при сокращении расходов не принес обычного в таком случае итога - увеличения финансового резерва в виде остатков средств на бюджетных счетах. По ситуации на 1 августа сумма остатков оказалась даже на 75,3 млн руб. меньше, чем год назад. По всей видимости, 'излишки' средств ушли на сокращение задолженностей. За несколько предшествующих месяцев республика впервые не только не делала новых долгов, но и расплачивалась по старым. В итоге госдолг удмуртской казны сократился на 19,8 млн руб. (-0,7 %), а задолженность в целом уменьшилась на 245,2 млн руб. (-10,8 %). Однако тенденция здесь остается прежней - по сравнению с ситуацией годовалой давности государственный долг Удмуртии вырос на 27 % при некотором снижении задолженности (-4 %) по ряду обязательств бюджета (кредиторка, детские пособия, начисления на фонд оплаты труда, капвложения по федеральным программам). При этом возросла задолженность по субсидиям населению на оплату жилья, оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями, льготам чернобыльцам и обязательствам, связанным с исполнением закона о социальной защите инвалидов. Расходная политика республиканских властей почти не отличалась от политики предыдущих месяцев. Как уже сообщалось выше, стабильно росли лишь расходы на саму власть (+37,6 % по сравнению с июлем 2002 г.) и государственные СМИ (+47,4 %). Так же перманентно сворачивалась бюджетная поддержка сельского хозяйства (в 2,3 раза) и развития транспорта (в 2,6 раза). Несколько приостановился уход бюджета от дотирования ЖКХ (+6,9 % по сравнению с июлем 2002 г.) и перекладывание этой нагрузки на население. На таком же 'тлеющем' уровне финансировались основные бюджетные отрасли - образование, здравоохранение и культура (в среднем +6,6 % по сравнению с июлем 2002 г.). Что касается находящихся под защитой президента расходов на строительство (формально проходящих по статье 'промышленность'), то по отношению к июню здесь произошло сокращение в 2,2 раза (или на 27,2 % по сравнению с июлем 2002 г.). Объясняется это, скорее всего, только одним - появлением денег, вырученных от продажи республиканского пакета акций ОАО 'Белкамнефть'. Ни одного рубля из этих средств ни в июне, ни в июле в казну Удмуртии так и не поступило, но снять с бюджета нагрузку по строительству цирка они могли, обеспечив внебюджетный канал финансирования главного президентского объекта республики. Традиционные доходные источники консолидированного бюджета Удмуртии с июля прошлого года претерпели некоторые изменения. Налоговые доходы выросли на 15,2 %, что в общем-то укладывается в рамки инфляционного роста за год. В результате изменений в законодательстве на 22 % увеличились поступления в Дорожный фонд. Неналоговые доходы также возросли на 33,9 %, что, скорее всего, объясняется дефицитом доходов и потребностью республиканских властей в мобилизации дополнительных средств. Ситуация усугубляется сворачиванием внешних доходных источников, долгое время игравших значительную роль в формировании бюджета Удмуртии. Так, поступления средств по соглашениям с компаниями (прежде всего нефтяными) в июле вообще отсутствовали (как, впрочем, и в июле прошлого года), а сумма финансовой помощи из федерального бюджета по линии дотаций, субвенций и трансфертов сократилась по сравнению с ситуацией годовалой давности в 1,9 раза. Несколько смягчило положение дел снижение централизации бюджетных ресурсов с территории Удмуртии, в июле этот показатель составил 37,3 % (в июне 40,4 %, в июле 2002 г. - 47,6 %). Но это все скорее от нужды. В отношении перспектив исполнения бюджета Удмуртии - здесь ни тепло, ни холодно...
табл.
Рейтинг налогов в июле