Конец удмуртской оборонки
Крупных оборонных заказов больше не будет, сообщил министр международных связей УР Виктор Викулов. Впереди у республиканских оружейников только конверсия.

Падение спроса на продукцию оборонных предприятий министр объясняет спецификой современных войн - кратковременных, локальных, где основным 'оружием' стали деньги. За первое полугодие 2003 года на 13,6% по сравнению с прошлым годом снизился республиканский экспорт. Основная причина - сокращение поставок машинно-технической продукции более чем на 60%, а это связано как раз с завершением крупных контрактов оборонного назначения. Таким образом, Удмуртия недосчиталась порядка 110 млн долларов. Несмотря на все разговоры о возрождении российской оборонки, удмуртским предприятиям, похоже, придется несладко. Быстрее других, по словам Викулова, сориентировались в данной ситуации заводы 'Нефтемаш' и Воткинский машиностроительный, а вот 'Купол' свое время упустил, поэтому дальнейшая судьба его незавидна. Неплохие перспективы у Ижмеха, производящего гладкоствольное оружие. В планах министерства - содействие в продвижении продукции этого предприятия в США, рынок которых пока закрыт для наших оружейников, и в ряд других зарубежных стран, где запрещено нарезное оружие. Сдает позиции автомат Калашникова. Спрос на него небольшой, серьезную конкуренцию составляют более дешевые китайские аналоги. Единственно, на что еще, по словам министра, можно ставить, - снайперские винтовки. Спрос на них есть, сейчас обсуждаются конкретные предложения западных покупателей. Правда, и здесь на большие партии лучше не рассчитывать - в лучшем случае 200-300 штук. Отчасти усугубить положение удмуртских предприятий может и вхождение России в ВТО. Специалисты Министерства международных связей вынуждены констатировать - республика к такому шагу совершенно не готова. Согласно опросу, проведенному среди руководителей предприятий разных форм собственности, лишь 4% полностью информированы о процедуре вступления и его последствиях. Знания 66% опрошенных можно назвать частичными, 22% респондентов совершенно не в курсе происходящего. Такая ситуация сотрудников ММС огорчает, поскольку именно от инициативы снизу зависит, на каких условиях будет вступать Россия. В Удмуртии, несмотря на проводимые семинары, предприятия остаются пассивными, видимо, по привычке ждут указаний сверху.
Евгения ФЕДОРОВА

И волки сыты, и овцы целы
Свистопляске с тарифами, в условиях которой нам приходилось жить все последние годы, похоже, приходит конец. По крайней мере, за стабильностью в этой сфере поставлен 'наблюдающий' - это РЭК УР.

Региональная энергетическая комиссия (РЭК), собрав, по словам ее руководителя Олега Белобокова, на чисто рабочее совещание в прошлую среду представителей организаций, занимающихся водоснабжением и водоотведением, как раз и занималась этим, на внешний взгляд, весьма скучным, бюрократическим делом - доводила до сведения тарифообразующих предприятий, по каким правилам им теперь предстоит жить и трудиться. Нововведения исходят из федерального центра - Кремль взял установку на достижение упорядоченности в сфере оплаты услуг. Как известно, основные тарифы теперь можно будет менять (то есть поднимать) всего один раз в году и только до принятия бюджетов всех уровней. Система согласованных тарифов - так называется методология, которая должна, по идее, привести к умиротворению как производителей услуг, так и их потребителей. А РЭК в этой системе и будет тем органом, который устанавливает правила игры. Суть этих правил, говоря популярным языком, в том, что до предприятий доводятся методические указания о том, как надлежит считать те или иные тарифы, и 'потолок', которого они в своих расчетах не имеют права превысить, - так называемые предельные максимальные тарифы. Если предприятие, рассчитав свой тариф, эту цифру не превысило, то смело может доводить ее до потребителя. Здесь - новшество: прежде любое муниципальное предприятие должно было утверждать свои тарифы в исполнительном или представительном органе местного самоуправления, то есть в администрации или на Думе (в совете); теперь этого не требуется. Но если у него цифра получилась больше предельной - то пожалуйте в РЭК и защищайте свои расчеты. Вообще, на заявительный принцип формирования тарифов поставлены все наиболее крупные предприятия, подающие воду и отводящие ее. Так, в этом довольно длинном списке оказались все 'Водоканалы' городов республики, районные предприятия ЖКХ, коммунальные подразделения крупных заводов. При новой системе с неизбежностью опять всплывет вопрос - платить ли по нормативам потребления (которые неизвестно кем и когда установлены) или по показаниям приборов учета (которых индивидуальных вообще практически нет, но есть на точках раздела между ведомствами)? Олег Белобоков, коснувшись этого 'больного' вопроса, строго сказал, что РЭК не допустит необоснованного завышения нормативов: если подняли норматив, то пропорционально снижайте тариф! Итак, более 500 водоснабжающих и водоотводящих предприятий республики уже этой осенью должны пройти эту неприятную процедуру - утверждения тарифов. А превысившие заветную цифру, но не представившие под нее аргументов должны будут остаться с прошлогодними тарифами.
Надежда ГЛАДЫШ

фото Неопознанный протекающий объект
Прошло ровно три недели с тех пор, как в поселке Березка Завьяловского района неожиданно дала течь ракета С-75, установленная на постамент в далеком 1960 году исключительно в эстетических целях. В минувшую пятницу глава МЧС по УР развеял самые страшные слухи.

По словам министра по делам ГО и ЧС Удмурт-ской Республики Тамази Габричидзе, ситуация полностью взята под контроль, населению поселка опасность не угрожает. Течь из топливного бака ракеты была обнаружена 1 августа. 'Памятник' находится на территории учреждения 'Завьяловский центр развития предпринимательства', и, как утверждает ряд источников, запах неизвестного происхождения распространился по окрестностям недели за две до этого. Правда, никто из сотрудников организации и местные жители не обратили на это внимания. Тревогу подняли, когда запах усилился, В этот же день силами спасателей МЧС течь была ликвидирована. Неопознанную жидкость, по внешнему виду напоминающую ракетное топливо, в количестве 70 литров спасатели слили в герметичную бочку, которую поместили в хранилище. Почву на месте утечки тщательно обработали. Говорить с уверенностью, что обнаруженная жидкость является ракетным топливом, специалисты не берутся, поскольку нет в республике методик для ее идентификации. Однако начальник отдела радиационной, химической и биологической защиты МЧС УР Рашид Гибадуллин утверждает, что это, скорее всего, так называемый имитатор. Во-первых, ракета была не боевая, а учебно-тренировочная. Во-вторых, если допустить, что в топливном баке действительно содержалось ракетное топливо (а это сильнейший яд), то пострадали бы люди. Пока жертвами аварии считают себя два жителя поселка, которые в начале августа обратились в районную больницу с жалобами на сухой кашель и удушье. В настоящий момент один из них находится на амбулаторном лечении, другой - в стационаре. Действительно ли вред их здоровью нанесла таинственная жидкость, врачи сказать не могут все по той же причине - с ракетным топливом или с его аналогами в поселке Березка Завьяловского района еще ни разу не сталкивались. Еще один вопрос, который волнует как специалистов МЧС, так и местных жителей: как могло случиться, что 'памятник' хранил в своих недрах опасный сюрприз; почему отсутствуют документы по передаче объекта администрации района и т.д. На эти вопросы придется ответить военным, которые при выводе войсковой части ? 28059 с территории поселка 'забыли' ракету. Окончательную судьбу жидкости и емкости, где она прежде находилась, решит спецкомиссия из Приволжско-Уральского военного округа, которая прибудет в республику на днях. Хотя спасатели в данный момент не располагают информацией о том, один ли такой 'памятник' был в нашей республике, эмчеэсники очень надеются, что инцидент не повторится. В любом случае теперь все ракеты на постаментах подпадут под подозрение и на них обратят особое внимание.
Евгения ФЕДОРОВА

Не подкачали. В правительстве Удмуртии довольны итогами работы нефтяной отрасли
Добыча нефти в Удмуртии по итогам первого полугодия возросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 6,5 процента, превысив 4,2 млн тонн.

Согласно обнародованным на прошлой неделе данным Министерства топлива и энергетики УР, из тринадцати работающих на территории республики нефтяных компаний отмечена стабильная работа ОАО 'Удмуртнефть', ОАО 'Белкамнефть', ОАО 'Удмуртторф' и ООО 'Селена'. Суммарная добыча этих четырех предприятий за шесть месяцев текущего года составила 86,7 % от общей добычи нефти в республике. Невыполнение установленных лицензионными соглашениями уровней добычи компаниями ООО 'Цетан-Гео', ООО 'Сайгас', ООО 'Футэк' и ЗАО 'Чепецкое НГДУ' (суммарная добыча 28,9 тыс. тонн), по информации Минтопэнерго, объясняется в основном выявленным в процессе эксплуатационного разбуривания неподтверждением геологического строения месторождений, находящихся в их разработке. Всего за первое полугодие было пробурено и введено в эксплуатацию 42 новых скважины, введено в промышленную эксплуатацию Тукмачевское месторождение (консорциум) и в пробную эксплуатацию Камбарское, Ершовское и Дубровинское месторождения. Включенные в этом году в состав 'Удмуртской топливно-энергетической компании' (ООО УТЭК) ОАО 'Удмуртторф', ОАО 'Удмуртгеология' и ОАО 'УННК' добыли по ситуации на 1 июля около 247,6 тыс. тонн нефти, что на 4,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из этих трех предприятий падение добычи было допущено лишь ОАО 'УННК' (-8,1 %). Наибольшие объемы прироста по отношению к прошлогодним данным показали 'Удмуртнефть' (+193,5 тыс. тонн) и ОАО 'Белкамнефть', добывшее совместно с консорциумом на 74,6 тыс. тонн нефти больше, чем год назад. Не обошлось и без падений. Самое большое сокращение добычи произошло на месторождениях ОАО 'Уральская нефть', где снижение составило 15,6 тыс. тонн, но в целом итогами работы отрасли в правительстве Удмуртии остались довольны.
ИА 'День'