В ночь на 1 сентября 1983 года в воздушном пространстве СССР был сбит южнокорейский пассажирский лайнер 'Боинг-747', на борту которого находилось 269 человек. Речь, конечно же, идет о двух ракетах класса 'воздух-воздух', взрывы которых, собственно, и превратили авиалайнер в груду искореженного металла. Обе пущенные летчиком Г. Осиповичем ракеты - Р-98Р (радиолокационная) и Р-98Т (тепловая) были сделаны в одном из цехов Ижевского механического завода, где в начале 80-х годов прошлого века ежегодно выпускалось по 700 штук таких изделий. К слову, тогдашний гендиректор ИМЗ - Василий Сергеевич Чугуевский ранее работал начальником того самого цеха, в котором и создавались предшественницы легендарной Р-98. Впрочем, для большинства работников ракетного производства этого предприятия она более известна лишь под заводским индексом - 'изделие N 56', либо просто '56-я машина'. События 1983 года над Японским морем были вовсе не первым случаем стрельбы ижевскими ракетами по пассажирским самолетам. Так, еще 20 апреля 1978 года 'Боинг-707' той же южнокорейской компании KАL, следуя из Парижа в Анкоридж, отклонился на сотни километров от международной авиатрассы и в районе Мурманска пересек границу СССР. Нарушитель, перехваченный истребителем Су-15, на установленные сигналы следовать за ним не реагировал, более того, 'Боинг' увеличил скорость и пытался развернуться, дабы уйти в сторону Финляндии. По приказу с земли пилот 'сушки' произвел пуски двух ракет Р-98. Первая попала в лайнер и взрывом оторвала от него консоль крыла. Поскольку из-за сильной облачности наш летчик следил за 'Боингом' только на экране локатора, вторую ракету он по ошибке пустил по оторвавшейся детали. Именно это счастливое обстоятельство спасло жизнь большинству пассажиров злополучного рейса. Экипаж подбитого 'Боинга' сумел совершить посадку на лед замерзшего озера вблизи города Кемь (Карелия). Тогда из 108 человек на борту погибли всего двое.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО И вот что приходит на ум при сопоставлении трагедий с южнокорейскими самолетами. Почему компания KАL не сделала абсолютно никаких выводов из первого инцидента и словно старалась все-таки принести один из своих лайнеров в жертву советским ПВО? Между тем при всей внешней схожести двух инцидентов с самолетами KАL эти два случая имеют очень много различий. Первое. В 1978-м отклонение самолета от трассы составило 'всего' пару сотен километров, тогда как пятью годами позже 'Боинг' ушел от расчетной трассы аж на 660 км. Имея хоть какое-то представление об уровне аэронавигационного оборудования 80-х годов, невозможно поверить, что экипаж самолета, находящегося, к примеру, над Москвой, принимает это место за Харьков!.. Второе. В ходе тщательного расследования второго инцидента было установлено, что поблизости от 'Боинга', летевшего рейсом ? 007 из Анкориджа в Сеул, находился американский самолет-разведчик RC-135, который внешне очень похож на 'Боинг-747'. Мне могут возразить, что пассажирский лайнер имеет десятки иллюминаторов, свечение которых невозможно было не заметить. Однако каждый, кто хоть раз летал трансконтинентальными маршрутами, прекрасно знает, что иллюминаторы таких самолетов снабжены светонепроницаемыми 'шторками', дабы ни луна, ни солнце не мешали пассажирам отдыхать в ходе долгого и утомительного перелета, поскольку летом в этих широтах, да еще на высоте 11 километров, никогда не бывает полной темноты. Третье. В сентябре 1983-го американские и японские наземные службы проявили удивительное равнодушие к движению рейса ? 007. Никто из диспетчеров почему-то не заметил (или не захотел заметить?) чудовищного отклонения борта, находившегося в зоне его ответственности. Тем более странным выглядит заявление американской диспетчерской службы, сделанное ее представителями в первые часы после исчезновения лайнера. Родственникам пассажиров рейса N 007 почему-то уверенно говорили, что 'самолет совершил вынужденную посадку на Сахалине' (это практически совпадает с местом падения сбитого 'Боинга')... Так что же все-таки это было: стечение целого ряда трагических случайностей или тщательно спланированная акция с заранее расписанными ролями для каждого участника данного действа?
ПОНЯТЬ - ЗНАЧИТ ПРОСТИТЬ Двести шестьдесят девять человек, летевших рейсом N 007, ушли из жизни в результате действий пилота советского истребителя Су-15 - майора Геннадия Осиповича. И те, кто в ту ночь поднимал истребители в воздух, и сам Осипович - были абсолютно уверены, что пресекают полет американского самолета-разведчика RC-135. Давайте еще раз вспомним, как это было. Приблизившись к цели, Осипович доложил: 'В зареве двигателей вижу черный силуэт большого самолета'. С земли спросили: 'Есть иллюминаторы?' Пилот ответил: 'Иллюминаторов не вижу'. Только после этого поступила команда открыть предупредительный огонь вдоль курса движения нарушителя из автоматической пушки. Увидев трассеры снарядов, экипаж 'Боинга' начал тотчас набирать высоту. Следовательно, его пилоты (кстати, оба они являлись бывшим военными летчиками) прекрасно осознавали происходящее. Люди, далекие от авиации, могут задаться вопросом: 'А нельзя ли было подойти вплотную к нарушителю, чтобы иметь 100-процентную гарантию, что самолет не является гражданским?' В принципе такое возможно. Только летчики-истребители Дальневосточной зоны ПВО слишком хорошо знали уловку американцев, не раз помогавшую последним уходить от преследования. Почуяв у себя на хвосте погоню, самолеты-разведчики брали круто вверх, из-за чего наши истребители попадали в аэродинамический след огромного самолета. А это чревато сваливанием в так называемый 'штопор', который грозит гибелью и истребителю, и его пилоту. Кроме того, RC-135 действительно находился в этот момент где-то поблизости. И еще один факт: после пуска ракет по 'Боингу', скорее всего, именно пилот 'разведчика' произнес зафиксированную в эфире фразу, сказанную по-английски: 'Попадание. Будет море трупов!'.
ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА За четыре минуты до того, как нарушитель должен был покинуть воздушное пространство СССР, по нему было выпущено две ракеты. Одна вошла в левый двигатель и частично оторвала крыло. Вторая разорвалась в хвосте, превратив лайнер в огромную открытую с одного конца трубу, из которой вывалились все находившиеся внутри люди. Это обстоятельство объясняет тот факт, что на месте падения самолета не было найдено ни одного тела (из всех останков нашли лишь часть женской руки), поскольку всех пассажиров и экипаж буквально выбросило из салона в разреженное забортное пространство еще задолго до удара 'Боинга' о воду. После этого сам самолет падал с высоты 11 000 метров, снижаясь по спирали в течение еще целых четырнадцати минут! При столкновении с водой произошел так называемый 'холодный взрыв', в результате которого лайнер разлетелся на мельчайшие фрагменты.
ТРИ ДНЯ В СЕНТЯБРЕ Я хорошо помню первые дни сентября 1983 года и то недоумение, которое вызывало сообщение ТАСС: '...цель продолжила полет в сторону Японского моря'. В течение трех суток советские руководители утверждали, что СССР никак не причастен к гибели южнокорейского 'Боинга'. Откуда им было знать, что переговоры Г. Осиповича с 'землей' не только записаны тем самым самолетом-разведчиком RC-135, но и расшифрованы бывшим советским летчиком Виктором Беленко (публикации о нем в 'Дне' за 27.02 и 14.08 сего года), который сквозь сильные помехи в эфире все же разобрал слова пилота Су-15: 'Пуск произвел. Цель уничтожена'. В эти самые дни тогдашний президент США Рональд Рейган произносил гневные речи с проклятиями в адрес СССР: 'Эта страна является империей зла. Пусть чума падет им на головы!' Я не допускаю мысли, что в тот момент американский президент мог не знать истинной подоплеки трагедии, произошедшей над Японским морем. Просто пассажиры и экипаж того самого рейса стали жертвами 'холодной войны', сыграв роль невинно убиенных в спектакле под названием 'Чудовищное преступление кровожадного Кремля'. И еще - информация к размышлению: несколько лет спустя после описываемых событий американцы по ошибке сбили иранский аэробус А-310. Однако никто в США и в остальном западном мире почему-то не стал горевать по поводу нескольких сот человеческих жертв 'кровожадного Пентагона'...