Алексей Красильников готов вбить кол в дело охраны памятников на территории Удмуртии. Всего в республике данный статус имеет уже 381 памятник, и деятельность по дальнейшему выявлению объектов историко-культурного наследия продолжается. Однако с недавнего времени в этой своей работе управление получило серьезного противника в лице Алексея Красильникова - председателя комиссии Госсовета УР по науке, образованию, культуре и молодежной политике. Еще в июне глава комиссии провел пресс-конференцию, на которой публично выступил против позиции в данном вопросе республиканского Министерства культуры, в структуру которого входит Управление по охране и использованию памятников. Вслед за этим на страницах главного республиканского органа - 'Известий Удмуртской Республики' - в рубрике 'Компетентно' появилась статья 'Комплекс культуры', которая, по сути, представляет собой конспект основных тезисов выступления Красильникова.
Фаршированный гусь Ознакомление с аргументами маститого парламентария поражает его некомпетентностью в вопросах государственной охраны культурного наследия. По мнению г-на Красильникова, сегодня перечень объектов культурного наследия в республике напоминает фаршированного гуся, куда Министерство культуры 'заинтересовано напихать как можно больше 'культурных единиц', так как присвоение объекту статуса памятника сразу же предполагает его содержание...'. Однако согласно Федеральному Закону 'Об объектах культурного наследия' бремя содержания памятников ложится на пользователей и собственников объекта, т.е. если памятник принадлежит частному лицу - он его и финансирует, если государству - деньги, как и полагается, идут из бюджета. Но и в последнем случае вопрос о выделении дополнительных средств (связанных с заботой об объекте именно как памятнике) не решается автоматически. Г-н Красильников пытается проявить себя как крупный специалист в области историко-культурной экспертизы. С его точки зрения, в Ижевске, по большому счету, наберется всего около 5 (!) памятников культуры: 'Видимо, на этой почве у нас и развивается комплекс неполноценности, заставляющий создавать целые фолианты культурного наследия. Но 'комплекс культуры' - это только часть проблемы...' Алексей Геннадьевич задается вопросом: 'Можно ли считать специалистами тех, кто занимается у нас памятниками культуры?' По мнению г-на Красильникова, в Министерстве культуры 'подобное направление разрабатывают специалисты на уровне 'пьяноборской культуры', которые досконально разбираются в наконечниках стрел, а о 'кухне памятников' имеют довольно смутное представление'. Это, честно говоря, почти хамское по форме обвинение наш парламентарий ничем не подкрепляет. Между тем штат республиканского Управления по охране памятников истории и культуры составляют специалисты, имеющие архитектурное, строительное, историческое и юридическое образование, а разработанная ими республиканская программа 'Сохранение культурного наследия народа Удмуртской Республики' признана одной из лучших в Российской Федерации. Кроме того, следует отметить, что республиканское управление фактически проводит лишь подготовительную работу, а решение о постановке на учет принимают Экспертные советы - как на уровне республики, так и на федеральном уровне. В экспертизе участвуют ведущие в этой области научно-исследовательские институты страны.
О тормозах... Мы связались с г-ном Красильниковым и попросили разъяснить его позицию. Выяснилось, что главу комиссии Госсовета особенно возмущает постановка на учет зданий постройки ХХ века. Алексей Геннадьевич не может понять, почему уже сегодня следует стремиться сохранить в сравнительно аутентичном виде образцы не столь старинной архитектуры. 'Не надо тормозить жизнь...' - заявил наш оппонент. По всей вероятности, именно этим же соображением 'не тормозить жизнь' руководствовался глава комиссии по культуре и тогда, когда закрыл глаза на то, что республиканская власть превратила выдающийся памятник культуры и архитектуры - дудинский Арсенал, - по сути, в пристрой к новоделу трехэтажного президентского дворца. В свое время такими же соображениями 'не тормозить жизнь' была уничтожена большая часть исторической застройки 'ижевского Арбата' - улицы Горького. Авторы той акции на все возражения ответили, что зато они ведь там 'повесят мемориальную доску'. Работа по постановке на учет сколько-нибудь четко стилистически выраженных архитектурных объектов, которых в Ижевске и республике, в общем-то, очень немного, думается, вполне оправдана. Задача состоит не в том, чтобы затруднить использование такого рода объектов их собственниками, а в том, чтобы хоть как-то компенсировать культурный нигилизм и может даже в большей степени - отсутствие элементарного эстетического вкуса у наших властей и владельцев недвижимости. Помнится, несколько лет назад главный (на тот момент) архитектор города Владимир Власов в беседе со мной упомянул, что пришлось грудью встать, чтобы не допустить возведения на крыше здания на Советской, 13 башенки наподобие той, что сегодня красуется над 4-м корпусом УдГУ - это полностью исказило бы пропорции сложившегося архитектурного ансамбля вокруг Национальной библиотеки. Башенку не возвели, а вот Национальный банк и до- и надстроили и весь ансамбль 'раздавили'. Сегодня (другой пример) над зданием бывшего Центрального телеграфа громоздят довольно-таки пошловатые мансарды, хотя само вполне конструктивистское здание (пусть и далеко не шедевр архитектуры) требовало бы какого-нибудь более авангардного и современного решения. Честно говоря, со страхом ждем, во что превратят уже 'классический' и вполне стильный 'аквариум' фасада того же кинотеатра 'Россия', когда наконец примут решение о сдаче его в аренду. Недопустимо полагать, что если наши архитектурные объекты 'сталинской', конструктивистской или классической архитектуры - не шедевры, то можно относиться к ним спустя рукава. Надо научиться беречь малое, тогда, может, мы сможем сохранить и большое. Вот это, видимо, депутат Красильников и не понимает. Впрочем, в дискуссии с нами Алексей Геннадьевич продемонстрировал двойной стандарт, когда мы заговорили о музее-квартире его отца, писателя Геннадия Красильникова. Ведь тот был далеко не самым выдающимся среди писателей в истории удмуртской (и тем более российской) литературы. А раз так, то не стоит ли ликвидировать этот музей? На что глава комиссии заявил, что архитектура и литература - это совсем разные вещи, и от продолжения разговора вдруг резко уклонился.
Финансы на культуру В качестве одного из аргументов в защиту своей позиции г-н Красильников приводит недостаток финансовых средств на поддержание в порядке памятников истории и культуры. Однако, во-первых, как мы уже отмечали, целью постановки объекта на учет является не его автоматическое финансирование, а определенные ограничения на его использование. То есть, например, собственник не имеет права его просто разрушить или кардинально перестроить, пусть даже это и покажется ему экономически обоснованным. Хочется верить, что нынешняя позиция депутата Красильникова не продиктована лоббистскими устремлениями в пользу заинтересованных собственников. Во-вторых, удивляет то, что человек, возглавляющий комиссию по культуре, выступает не защитником интересов культуры, а инициатором ограничения расходов на нее. Можно представить себе, сколько памятников культуры и истории в Удмуртии можно было бы привести в порядок за счет тех сотен миллионов, что были брошены на строительство президентской резиденции. Почему-то в отношении этого факта поистине 'петросяновское' остроумие Красильникова куда-то исчезает. Никак не комментирует глава профильной комиссии Госсовета и тот факт, что расходы на культуру в Удмуртии, которые ежегодно закладываются в бюджете, постыдно малы. Особенно четко это видно в сравнении с расходами на чиновничество и депутатов. Речь идет даже не о том, что разница здесь составляет два с лишним раза не в пользу культуры, а о тенденции. Так, расходы на государственное управление и местное самоуправление в бюджете 2003 года выросли в сравнении с той же строкой в бюджете 2002 года более чем на 47,9 %, а на культуру - всего на 6,4 %. Разница в темпах роста почти 8 раз. Вот где действительно 'фаршированный гусь'. Складывается впечатление, что нынешний глава Комиссии по образованию и культуре засиделся на своей должности и ему пора в отставку. Все-таки от некоторых элементов 'исторического наследия' иногда следует избавляться. Чтобы не тормозили жизнь.
Справка 'Д'
Некоторые из памятников истории и культуры, которые предполагается поставить распоряжением Правительства УР на государственную охрану в сентябре
Дом жилой (ул. Горького, 45) Дом жилой (ул. Горького, 45)
Здание является образцом многоэтажной жилой архитектуры сурового стиля 1950-1960 годов. Декорировано угловой ротондой, возвышающейся над кровлей. Первый высокий этаж функционален: широкие проемы окон-витрин имеют вверху полуциркульную конфигурацию. Здание декорировано небольшими ложными балкончиками классической формы с тумбочками, что разбивает монотонность протяженных фасадов. В здании размещается музей-квартира писателя Г.Д. Красильникова.
Водонапорная башня (п. Балезино) Водонапорная башня (п. Балезино) Характерный образец промышленной архитектуры конца XIX - начала XX вв. Башня была построена для обеспечения водой паровозов, паровозного депо и станционного поселка. В период гражданской войны, в апреле-мае 1919 г., башня служила в качестве наблюдательного корректировочного поста артиллерии 29-й стрелковой дивизии и бронепоезда 'Мститель', участвовавших в обороне станции, в связи с чем башня находилась под методическим обстрелом со стороны артбатарей колчаковской армии, установленных на Буринских высотах.
Памятник Александру II, царю-освободителю крестьян от крепостной зависимости (с. Полом, Кезский район) Памятник Александру II, царю-освободителю крестьян от крепостной зависимости (с. Полом, Кезский район) Возведен в 1913 г. в честь 300-летия династии Романовых и в память о посещении Полома Александром I в 1824 г. и Александром II в 1837 г., путешествовавшим по России в сопровождении Жуковского В.А. и Арсеньева К.И. Памятник изготовлен на деньги, собранные крестьянами, из шлифованного мрамора мастером Новиковым в Екатеринбурге. Потом перевезен в Полом. На лицевой (северной) стороне памятника была надпись 'Царю-освободителю Александру II от крестьян Игринской, Тольенской, Поломской волостей'. С восточной стороны на постаменте значилось 'Изготовил мастер Новиков в Екатеринбурге'.