Учителя как исчезающий вид Поздравят дежурными фразами, раздадут грамоты, расскажут об успехах программы 'Развитие Удмуртии'. А там уже до весны нет поводов и надобности вспоминать о школьных проблемах. Разве что внеочередные выборы случатся или на зарплату бюджетникам опять денег хватать не станет. Между тем рано или поздно проблему нынешнего состояния школы решать придется. А для начала стоит попробовать разобраться, что представляет собой система среднего образования в Ижевске, кто в ней работает и вообще чем люди живы.
5,5 мужчин на 54,8 женщины В августе вышел в свет информационный справочник 'Образование в Ижевске-2003'. В нем дан подробный и достаточно интересный статистический материал об итогах минувшего учебного года. Итак, в 2002-2003 годах в общеобразовательных школах города училось чуть более 77 тысяч человек. При этом за пять последних лет их количество сократилось на 17 тысяч (18,05%). Тенденция эта в ближайшее время продолжится, поскольку число первоклассников из года в год неуклонно уменьшается. В отрасли начального и среднего образования города работает 5992 человека. Причем вслед за уменьшением числа учащихся неуклонно сокращается и количество педагогических работников. По сравнению с 1999-2000 годами их стало меньше на 431 человека. Несмотря на сокращение числа учителей, по-прежнему остается много вакансий. В начавшемся учебном году их 183. В дефиците преподаватели физики, математики, технологии, химии, английского языка, физического воспитания. А вот учителя начальных классов, удмуртского и татарского языков, наоборот, не востребованы. Стабильно невысоким остается число учителей-мужчин. В минувшем учебном году их было всего 9,3%, что даже больше, чем в 2001-2002 годах, когда их было всего 8,1%. Чтобы ощутить всю безнадежную катастрофичность этих цифр, стоит преобразовать безликие проценты в конкретное число. Получается 557 преподавателей на весь город или примерно пять с половиной мужчин на школу (физрук, военрук, трудовик, полтора химика и директор школы либо его заместитель). Должно быть, нет более щемящего зрелища, чем праздник 8 Марта в подобной школе.
Дешевая рабочая сила Причины обезлюдивания школы достаточно очевидны: маленькие зарплаты и, как следствие, низкий социальный статус. Это в конце 80-х годов большинство учителей относилось к советскому среднему классу. В качестве критерия такой принадлежности тогда вполне можно было считать возможность летней поездки к морю на отдых. Сегодня для большинства об этом не может быть и речи. Падение социального статуса учительства произошло не в один день. Деградация шла постепенно, но неуклонно. Как заметила одна из директоров школ, за это время произошло и изменение отношения учителей к своей работе. Они перестали воспринимать ее как служение обществу и государству. Сегодня средняя зарплата в образовании республики составляет около 2600 рублей. Выпускник университета в первый год работы может рассчитывать на целых две тысячи рублей. Средняя зарплата в образовании так и не приблизилась всерьез к ее уровню в промышленности: в начале 1990-х она составляла 60-65%; осенью 2001 г. - 43%; минувшей весной - около 50%; а нынешней осенью вновь ожидается на уровне 45%. Конечно, практически все учителя берут дополнительные часы. Об этом даже есть профессиональный анекдот, который гласит, что если работать на одну ставку, то кушать нечего, а если на две, то некогда. Чтобы представить себе объемы нагрузок, выпадающих на долю педагогов, которые попытаются зацепиться хотя бы за прожиточный минимум, посчитаем, из чего эта нагрузка складывается. Одна педагогическая ставка - это 18 учебных часов в неделю. Однако ясно, что прожить на примерно полторы тысячи рублей, в которые она оценивается государством, невозможно. Если брать две ставки, то при шестидневной рабочей неделе в день придется проводить по шесть уроков. Однако к этим урокам надо еще готовиться, проверять тетради, заниматься классным руководством. Доплата за последнее, кстати, составляет максимум 30% от базового оклада, то есть редко превышает 300-400 рублей. Причем сумма не зависит от того, лицейский ли это класс, с пятнадцатью продвинутыми учащимися, или обычный, где из тридцати человек половина из группы риска. Из социальных льгот у учителей фактически остался только большой отпуск - 56 календарных дней. Как выяснилось, для педагогов проблемой является даже устройство своего ребенка в детский сад, не говоря уже о санатории или получении жилья.
Удобный административный ресурс Истоки многих проблем сегодняшнего школьного образования в Ижевске лежат в системе управления. Конечно, как гениально не управляй, а подменить учителя, труд которого оценен властями в две тысячи рублей, на уроке невозможно. И все же управленческий кризис существует. Он выражается в том, что в большинстве школ директорами являются люди, образ мышления которых сформировался в 70-80-х годах прошлого столетия. Показателем современности директора школы и педагога сегодня может и должно быть владение компьютером. Пока процент таких директоров еще очень мал. Собственно говоря, к управленцам 'советской школы' вряд ли можно предъявлять по этому поводу серьезные претензии. Кадровая политика - это прерогатива властных структур, а им, судя по всему, хочется иметь школу в виде удобного административного ресурса, который возглавляет человек старой административной закалки. Примером того, что учителя рассматриваются ими в качестве безропотной рабочей силы, являются не только выборы. В этом году с апреля по июнь включительно в Ижевске проводилась паспортизация семей, где есть дети до 18 лет. Городская администрация 'мудро' решила, что раз в большинстве своем это школьники, то провести мероприятие должны учителя. Бесплатно. Несмотря на то, что это никаким образом не входит в должностные обязанности, их загрузили по полной программе. В эту пору как раз шли итоговые аттестации и подготовка к экзаменам, а в школе нет тяжелее и тревожней времени, чем это. Тем не менее по поводу паспортизации постоянно проводились совещания и заслушивались отчеты. В конце концов, работа была сделана, но вопрос об оплате даже не поднимался.
Надо что-нибудь делать Низкая зарплата и социальная незащищенность ижевских учителей не может быть преодолена без выделения приоритетов и наличия долгосрочной стратегии развития образования в городе. Пока ни того ни другого обнаружить не удается. Перестав задерживать зарплату, власти успокоились и даже ставят это себе в главную заслугу. Однако достигнутая стабильность весьма неустойчива. Пока число школьников снижается, но этот процесс не будет бесконечным. После длительного спада рождаемость вновь растет. Детских садиков уже не хватает, соответственно, через три-четыре года возрастет потребность в учителях начальных классов. Готовиться к этому нужно уже сейчас. Тем временем муниципалитет в массовом порядке строит хоккейные коробки. Если нет стратегии, то нет и денег. Например, для того, чтобы всем педагогам Ижевска ежемесячно доплачивать две тысячи рублей, что подняло бы их зарплату до среднего уровня в промышленности, необходимо менее пяти миллионов долларов в год. Сумма немаленькая, но она не кажется совершенно неподъемной, особенно на фоне масштабных строительных проектов, реализуемых властями. Пора бороться не с бедностью вообще, а с ее проявлениями в конкретных социальных группах. И здесь не найти лучшей сферы приложения усилий, чем учителя.
Монолог директора обычной ижевской школы
Учитель в нашей стране уже давно не средний класс, и чувствует он себя прескверно. Думает только о выживании, причем любыми способами.

И руководителям ничего не остается делать, как с этим смириться. Некоторые занимаются репетиторством. Многие шьют, вяжут, работают на огороде, чтобы обеспечить себя заготовками на весь год. Учителя в последнее время грустно шутят, что их дети съедают в доме все, что не приколочено. А ведь учитель должен общаться с ребенком, а не думать о помидорной рассаде. На совещании ты вынужден загружать своих подчиненных проблемами, которые спускает администрация и управление образования. Это все ложится на учительские плечи. Когда смотришь на них, начинаешь себя ненавидеть за то, что ты вынужден этих учителей просто использовать и эксплуатировать. Сегодняшние дети понимают, что произошло. Они все меньше выдвигают претензий к учителям, все меньше ждут какого-то чуда, яркого и интересного человека в школе. Лучше всего учителей понимают старшеклассники. Хотя они сами еще не работают, но уже знают, сколько нужно иметь, чтобы прожить одному человеку. 'Две тысячи?! И они на работу ходят?!!' Дети начинают относиться к своим учителям по-другому и ценить то, что раньше воспринималось ими как должное. Не только, что педагог пришел на урок подготовленным, но и его хорошее настроение или красивую одежду. Психологами доказано, что добрый, улыбающийся и хорошо одетый учитель вызывает у учащихся меньшее утомление, чем учитель неулыбающийся и плохо выглядящий. Наши дети очень любят праздники, потому что на них учителя бывают красивыми. Ни в городе, ни в республике нет образовательной политики. В управлении полный хаос. Издание распоряжений и направление в школы различных указаний и инструктивных писем - это не политика. У нас управление образования само по себе. Оно относится к администрации г. Ижевска. А отделы народного образования ему неподотчетны и относятся к администрациям районов. Моя трудовая книжка лежит в гуно, с ним же я заключала контракт, а зарплату мне начисляет и дает всевозможные поручения роно. Разве в таких условиях может быть порядок и нормальная образовательная политика? А реформа, которая сейчас начинает реализовываться, не уменьшит количество лжи в структуре образования. В тех рамках, в которых мы движемся, продолжения повседневной лжи не избежать.