фото Речь идет о немаленькой сумме, стоимость одного такого вагона составляет около 6 млн рублей. Общая сумма заключенного контракта превышает 2,2 млн долларов. Сделку прокомментировал зам генерального директора 'ИжГЭТ' Валерий Васильев. Сегодня по Ижевску бегают более 200 трамваев, при этом почти 80 процентов из них уже выработали свой эксплуатационный срок, поскольку работают они уже более 20 лет. Парк не пополняется, а средств на модернизацию не хватает - только городской бюджет задолжал предприятию около 30 млн рублей. Всего в советские времена в СССР было поставлено около 22 тысяч чешских трамваев, изготовленных на старейшем в Чехии предприятии ЧКД ПРАГА. Тогда наш город получал до 25 вагонов в год. Но последнее приобретение (4 вагона) было сделано в далеком 1997 году. Нынешней новинке - модели Т3-М - исполнилось 17 лет. По статистике, каждый третий трамвайный вагон в мире изготовлен на пражском ЧКД. Сегодня в трамвайном депо Ижевска уже стоят четыре вагона, прошедших растаможивание. Кстати, растаможка каждого обошлась казне в 1,7 млн рублей. Остальные поступят до конца года. 'Новички' выйдут на маршруты только с 1 октября, пока же проходят обкатку и техосмотр. Отметим, что цена трамвайчиков достойна тех изменений, которые сделаны ради удобства пассажиров. Новые вагоны Т3-М более комфортабельные и теплые. Пол салона покрыт специальным противоскользящим линолеумом, поэтому зимой в нем не будет скользко. Двери вагонов открываются и закрываться медленно и бесшумно, и если нерасторопный пассажир не успел вовремя войти или выйти, они мгновенно распахнутся, натолкнувшись на препятствие. Подсветка для ступенек позволит не оступиться в темное время суток. Что касается отечественных производителей, как сказал Валерий Васильев, за ту же самую цену не стоит покупать российские вагоны, если они не оправдывают надежд. Купленный около года назад вагон из города Усть-Катава Челябинской области вышел из строя спустя четыре месяца. Разработанный в Ижевске уникальный метод глубокой модернизации старых чешских трамваев приносит свои плоды. На заводе 'Редуктор' устанавливают новые системы пуска, торможения, информационные табло, меняют 'начинку' салона. За счет этого срок экс-плуатации трамвая увеличивается на 16 лет. Стоимость такого ремонта - 420 тысяч руб. В год можно преобразить пять вагонов, но есть сдерживающий фактор - отсутствие средств. Уже сейчас, как сказал наш собеседник, горэлектротранс ремонтирует вагоны в долг. Тем не менее ижевский трамвай был и остается одним из лучших в России.