В августе 2003 года на территории Удмуртии собрано 1 млрд 760,6 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 132,6 млн руб. меньше, чем в июле. Накануне индексации зарплат учителей и планирования бюджета на будущий год такая политика 'затягивания поясов' стала фактически неизбежной. Хотя в августе сокращению (по сравнению с июлем) подверглись только три крупные бюджетные сферы - органы власти и управления (впервые за этот год), образование и культура. Помимо обязательств по выплате зарплаты, ситуация усложняется необходимостью обнулить долги перед энергетиками и подготовить коммунальное хозяйство городов и районных центров к зиме (здесь финансирование по сравнению с июлем увеличилось в 1,9 раза). Плюс к этому республиканские власти явно озаботилось ситуацией с государственным долгом бюджета Удмуртии. Во всяком случае, уже второй месяц подряд сумму госдолга пусть по чуть-чуть, но пытаются сокращать (на 19,8 млн руб. в июне и на 11,4 млн руб. в августе). Общей ситуации это, конечно, изменить не может (по сравнению с августом 2002 г. госдолг увеличился на 29,5 %), но раньше не было даже попыток. Впрочем, возможно, республика просто выработала свой кредитный ресурс, например, взяв в прошлом месяце новую 75-миллионную ссуду из федеральной казны, Правительству УР тут же пришлось отдать 43 млн руб. назад в счет погашения долгов по старым ссудам. Но отдавать придется долго и много - общая сумма госдолга консолидированного бюджета Удмуртии по ситуации на 1 сентября составляла более 2,6 млрд руб., в том числе ссуды из федерального бюджета - более 1 млрд рублей. Значительной остается и задолженность удмуртской казны - около 2,3 млрд рублей. Правда, здесь все же имела место тенденция к сокращению - за время, прошедшее с начала сентября прошлого года, общая сумма задолженности сократилась на 5,3 процента. Хотя произошло это только по четырем позициям: субсидии населению за коммунальные расходы, начисления на оплату труда, детские пособия и льготы по закону о социальной защите инвалидов. табл. Отсутствие уверенности в стабильном развитии финансовой ситуации диктуется структурой доходов. Сбор налогов на территории Удмуртии во все уровни бюджетов вырос по сравнению с августом прошлого года всего на 6,1 процента (а по сравнению с августом 2001 г. только на 0,8 %). Произошло это из-за того, что поступления от наиболее важного из налогов - налога на прибыль - резко пошли вниз. Причем как в текущем, так и в перспективном режиме. По отношению к июлю нынешнего года доходы бюджета Удмуртии от прибыли сократились в 2,3 раза, по сравнению с августом 2002 года падение выглядит не столь значительно (-22,2 %), но зато в сопоставлении с данными за август 2001 года просто катастрофично - в 4,1 раза. Компенсировать этот провал по налоговой части пришлось в основном за счет прироста налогов на имущество, на доходы физических лиц, платежей за пользование недрами и акцизов. Но положение усугубилось еще и тем, что по сравнению с прошлым годом значительно уменьшился объем финансовой помощи из федерального бюджета. По ситуации на 1 сентября (по сравнению с прошлогодними данными) сумма федеральных дотаций, субвенций и субсидий бюджету Удмуртии сократилась на 32,3 процента. В течение первых пяти месяцев текущего года избегать финансового кризиса удавалось благодаря наращиванию госдолга (за счет федеральных бюджетных ссуд), затем открылся новый канал - прочие безвозмездные перечисления по соглашениям с компаниями. По состоянию на 1 сентября этот доходный источник принес в бюджет Удмуртии 462,3 млн руб. (из них почти 120 млн руб. в августе). Но тут появился новый дополнительный источник - деньги за проданный республиканский пакет акций 'Белкамнефти'. Поскольку продавцом акций выступало не Правительство УР, а 'Удмуртторф' (в чей уставной капитал акции внесли при проведении акционирования), выручка от этой сделки теоретически могла прийти в бюджет тремя путями. Во-первых, в виде налога на прибыль, которую получил 'Удмуртторф' от продажи акций, во-вторых, в качестве дивидендов республики, контролирующей весь уставной капитал 'Удмурторфа', в-третьих, в виде безвозмездных перечислений в бюджет по соглашению 'Удмуртторфа' с Правительством УР. К сожалению, республиканские власти не торопились сделать этот вопрос более 'прозрачным'. В обычно хорошо сбалансированном отчете об исполнении бюджета в июле вдруг начали 'прыгать' цифры. И хотя по августовским данным тоже еще остались вопросы, сейчас с большой долей вероятности можно говорить о том, что 'белкамовские' деньги в консолидированном бюджете Удмуртии, скорее всего, 'пристроили' по '3000000'-му коду бюджетной классификации. Если это так, то по состоянию на 1 сентября бюджет получил от этой сделки 581,3 млн рублей. Но сегодня от этих денег уже вряд ли что-либо осталось, поскольку в июле-августе республика почти на 509 млн руб. сократила сумму госдолга и кредиторской задолженности, а никаких других крупных денег, кроме 'белкамовских', здесь не просматривается. Оставшийся после расплаты по долгам 'кусочек' в 72,4 млн руб. вкупе с остатками федеральной ссуды позволил еще и на 101,4 млн руб. увеличить остатки на бюджетных счетах. По ситуации на 1 сентября общая сумма остатков по консолидированному бюджету составила 617,5 млн рублей (для сравнения - год назад на тот же момент бюджет УР располагал запасами в сумме 422,9 млн руб.). Сегодня с учетом предстоящей индексации учительских зарплат это не так уж и много. Так что уже в ближайшие недели Удмуртия, скорее всего, снова начнет увеличивать государственный долг своего бюджета. Но новая 'дырочка' на затянутом бюджетном 'ремне' все равно останется.
Рейтинг налогов в августе