фото Нет слов, за блага цивилизации (централизованное отопление и горячее водоснабжение) надо платить не только буквально, деньгами, но и - увы! - массой сезонных неудобств, когда эти давно и сильно обветшавшие коммуникации приходится чинить. Правда, нынешней порой уже приходит на ум раздраженная мысль - почему же из 'совкового' коммунального опыта нужно тащить в светлое завтра именно эти нескончаемые рвы и канавы?! По данным административно-технической инспекции (АТИ) Ижевска, на год приходится более тысячи таких разрытий, производимых разными организациями и предприятиями, но большая часть все-таки лежит на совести Горкоммунтеплосетей, Теплосетей 'УдмуртЭнерго' и Горводоканала. Что интересно, существуют подробные правила производства земляных работ при ремонте инженерных коммуникаций (утверждены Гордумой в октябре 1998 г.). Казалось бы, там все предусмотрено: кто и куда должен подать заявку, кто разрешает, какие документы требуются; как производить сами работы, кто за их качество отвечает и т.д. Но как чаще всего на Руси бывает, правила - сами по себе, а жизнь - сама по себе. Поэтому грунты вскрывают поближе к началу сезона осенней распутицы, а потом мучительно долго в этих холодных рытвинах что-то не спеша делают. Кое-как прикрыв уже мерзлой землей, потом так же долго не соберутся восстановить хотя бы твердое покрытие, не говоря уж о таких явных 'излишествах', как газоны. Как застарелая болезнь, перекопы переползают из одного отчетного периода в другой. Уже раскрытые зияют полным отсутствием в них рабочих. Как говаривал еще незабвенный Аркадий Исаакович Райкин в одной популярнейшей миниатюре: 'Раствор - бар, кирпич - юк, сижю - куру'. В отчетности инспекторов АТИ 'по жизни' сложились такие графы, как 'открытые траншеи', где работы 'ведутся' или 'не ведутся'; 'закрытые перекопы', откуда трубы, железобетон вывезен (или не вывезен), благоустройство восстановлено (или не восстановлено); 'просроченные' перекопы и 'разрытия прошлых лет'. То есть ведется, можно сказать, подробный мониторинг за положением дел на этом 'фронте'. И динамика позиционных боев, надо сказать, весьма неутешительная. Так, в процентном отношении только треть от общего числа разрытий своевременно закрывается, остальные 'висят' на той или иной стадии 'незавершенки'. Интересно еще и то, что правила предусматривают двухлетний гарантийный срок на восстановленный участок поверхности, то есть асфальт, уложенный на зарытую траншею, не должен уже на следующую весну провалиться, образовав посреди тротуара незамерзающую и невысыхающую лужу. Иначе - штраф и переделка. Но, видно, и в этом правила с практикой существуют в параллельных мирах - не надо устраивать длительных экспедиций, чтобы убедиться, что таких провалов в городе, почитай, на каждом шагу. Нынче в средней школе есть такой предмет 'технология', в рамках которого детей учат проектной деятельности. То есть сначала продумай, что ты хочешь сделать, спланируй этапы работы, подтяни резервы, посчитай ресурсы, выведи коэффициент эффективности. Детей учат! И кое-кого из них даже небезуспешно. Что же они, эти дети, видят на улицах родного города? Полный наоборот! Стоят взрослые дяденьки на краю траншеи и чешут репу - то кабель краном порвали, то трубы не того диаметра завезли... Рассказывали бывшие солдаты Отечественной о том, как бродили они, открыв рты, словно в музее, по подземным коммуникациям Берлина, когда довелось им брать вражескую столицу весной 45-го. Немцы - народ аккуратный. В чистых, сухих и просторных коридорах все располагалось на своем месте - водопровод, канализация, телефон, силовые кабели... Ремонтные рабочие ходили сюда на работу, как 'белые воротнички' - в форменной одежде, с саквояжиком в руках. Конечно, вслед за классиком можно сказать, что 'русскому - хорошо, то немцу - смерть', только в нашем случае формула не работает. Что немцу хорошо, то нам явно не по зубам. Такая, видать, карма.